ЗНАХАРИ (witch doctors)
Знахари, которых также называют волшебникам; колдунами, врачующими с
помощью корешков; целителями и врачующими с помощью листьев, служат
жрецами и врачами в африканских племенных сообществах, а также среди
исповедующих БУДУ, САНТЕРИЮ, МАКУ МБУ в Бразилии и тех, кто ищет
целительные силы растений. Как можно предположить, знахари в Африке
лечат от болезней, вызванных колдовством, угадывая, виновна ли в
болезни ведьма или невезение, и исцеляя пациентов противодействующим
заклинанием (см. ЗАКЛИНАНИЯ). Если их мощь растет, знахари иногда могут
контролировать целые деревни, убедив жителей, что им известен корень
зла и то, как его устранить. У зулусов и ашанти знахари, как правило,
женщины, обычно определяют, кто в племени является ведьмой. Для этого
они наряжаются в перья и шкуры и раскрашивают себе лица белой глиной.
Впав в истерическое неистовство, вызываемое ритмом барабанов и ПЕНИЕМ,
эти женщины указывают на преступных ведьм, которых тотчас же убивают
(см. также АФРИКАНСКОЕ КОЛДОВСТВО). Главного знахаря называют
"нгангой". То же слово используется для обозначения черных ведьм в
Сантерии за их сосуды, где содержатся злые духи (см. КОТЕЛ). Нганга
определяет причину бед жертвы, заклиная хаката, или кости ("кости"
могут быть семенами, игральными костями, ракушками или натуральными
костями), толкуя то, как они выпали, и предсказывая выздоровление или
злые происки ведьм (см. ГАДАНИЕ). Считается, что нганги пользуются
своей силой исключительно в добрых целях, но могут быть знакомы и с
черными практиками КОЛДОВСТВА, чтобы сражаться с ними. Если ведьма (см.
ВЕДЬМЫ) посылает нгози, или духа, несущего недовольство, чтобы
навредить жертве, то ведьма-знахарь должна послать к злой ведьме более
сильного нгози. Могущественным оружием в руках знахарей-врачей являются
ЯДЫ. С их помощью определяют ведьм и творят заклинания. При проверке
ядом колдун подносит подозреваемому отравленный напиток; если тот
чувствует недомогание или его начинает рвать, значит, он невиновен. В
том же случае, если питье не причинило вреда подозреваемому, он — злой
колдун. К сожалению, многие подозреваемые умирают в ходе проверки, но
их смерть рассматривается как правосудие свыше. Разновидностью этого
испытания является "бендж", когда отраву дают цыплятам, при этом
произнося по очереди имена подозреваемых. Если цыпленок умирает во
время произнесения определенного имени, то обвиняемый признается
виновным. Использование ядов в заклинаниях может привести к желаемому
результату, обещанному знахарем. С этим связан один из наиболее
известных случаев, героем которого оказался знахарь, исцелявший при
помощи корешков, или специалист-травник по имени доктор Баг. За
пятьдесят долларов он обещал своим пациентам, что те не пройдут
медкомиссию перед призывом в армию. Его клиенты выпивали зелье, от
которого у них появлялся "синдром учащенного сердцебиения": таким
образом они могли увильнуть от службы в армии. Доктора поразились,
обнаружив такое количество страдающих этим заболеванием. Но один из
клиентов принял двойную дозу, чтобы быть уверенным, что не пройдет
медкомиссию, и умер. В результате вскрытия обнаружили, что в состав
зелья входили листья олеандра, содержащие дигиталис, а также алкоголь,
нафталин и свинец. В настоящее время в Африке ремесло знахаря не
исчезло. Сейчас их ♦ обычно называют "традиционными целителями", дабы
избегнуть негативных ассоциаций названия "знахари". Они лечат с помощью
трав, занимаются предсказанием будущего и ищут новые способы исцеления
пациентов. Многие из знахарей пользуются западными методами лечения. В
некоторых случаях целители, которых также называют джуджуменами (от
африканского juju — "фетиш"), добиваются значительного прогресса,
особенно при лечении хронических заболеваний: повышенного кровяного
давления, астмы, умственных расстройств и венерических болезней.
Ассоциация традиционных целителей Зимбабве насчитывает двадцать семь
тысяч членов. Правительство страны выдает им специальные лицензии,
разрешающие лечить больных. Однако невозможно представить никакого
сертификата техники целения, поскольку большинство держат свои методы в
тайне. Чтобы получить лицензию, целитель должен заручиться поддержкой
племени, которое признает его действия успешными. Некоторые из
джуджуменов заявляют, что им удается вылечивать Я даже больных СПИДом.
В Уганде, африканской стране, где это заболевание крайне
распространено, знахари приносят в жертву животных и читают заклинания,
чтобы побелить недуг (см. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ). Один из знахарей заявляет,
что это наследственное заболевание. Почти все угандийские целители
верят, что если принести в жертву животное и бросить его на дороге, то
болезнь перейдет с их пациента на нашедшего жертву. С этой целью на
перекрестках оставляют туши забитых овец и коз (см. ПЕРЕКРЕСТОК). На
юге Соединенных Штатов и на Гаити знахарей называют "исцеляющими с
помощью корешков", "целителями" и "исцеляющими с помощью листьев"
(англ. — leaf doctors, на креольском диалекте — docte feulles). Эти
люди изучают лечебные растения, действие различных снадобий и могут
лечить простые заболевания: ангины, простуды, колики, мигрени,
желудочные заболевания и, в меньшей степени, "женские" болезни. Ценимые
за свои знания, травники, однако, не общаются с богами и посему не
могут лечить более серьезные заболевания, вызванные вмешательством злых
духов, духовной дисгармонией и колдовством. Самым известным целителем
Америки был ДОКТОР ДЖОН, свободный чернокожий колдун-врач, живший в XIX
веке в Новом Орлеане. Он был одним из первых учителей МАРИ ЛАВО и
контролировал большинство черных и многих белых жителей города с
помощью своих порошков, любовных снадобий и удивительного знания
подробностей жизни горожан, которые он получал благодаря широкой сети
соглядатаев. Он скопил большое состояние благодаря раздаче ГРИ-ГРИ, но
окончил свои дни в нищете, потеряв все имущество из-за мошенничества.
Его коллеги считали, что доктора Джона либо "надули", либо он стал
жертвой заклинаний более мощных, чем его. В своем труде, посвященном
исследованию народных целителей Ямайки, называемых волшебниками
(obeahmen), Джозеф К.Лонг задается вопросом, почему так много людей
предпочитает обращаться к знахарям, а не к квалифицированным медикам. В
некоторых случаях, считает он, знахари кажутся более расположенными к
пациенту, приспосабливая методы лечения к социальным нормам данного
этнокультурного социума. В других болезнь может быть вызвана истерией,
а когда успокоят страх пациента, болезнь проходит сама. Во всяком
случае исследователь обнаружил, что людям, верящим в МАГИЮ, магия, как
правило, помогает. В сельских районах Аппалачей знахарем является тот,
кто способен разрушить колдовские чары. Если кого-то заколдовали, он
обращается к знахарю точно так же, как больной обращается к медику за
физическим исцелением.
[ Вернуться назад ]
Энциклопедия Ведьм и Колдовства
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=5229" > ЗНАХАРИ (witch doctors) </a>
|
|