СМОТРИТЕЛЬ ЗА (РАСПОРЯДИТЕЛЬ) СТРОИТЕЛЬСТВОМ (INTENDANT OF THE BUILDING)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



СМОТРИТЕЛЬ ЗА (РАСПОРЯДИТЕЛЬ) СТРОИТЕЛЬСТВОМ (INTENDANT OF THE BUILDING)




Эта степень появилась на свет, по всей видимости, хотя и не несомненно,
вместе с Обрядом Совершенства или Советом Императоров Востока и Запада,
в котором она занимала седьмое по счету место, и с тех пор ее жизнь
была полна приключений и странствий, пока не нашла последнее убежище
под эгидой Шотландского обряда, который в своей системе уделил ей уже
восьмое место. Одно время ее пристанищем был Столичный
Капитул Франции, и затем она была воспринята Великим Востоком.
Некоторые историки, опираясь на ложные сведения, утверждали, что из
состава последнего она в 1770 году перешла в Примитивный Шотландский
обряд в Намюре, чтобы стать одной из его составных частей, находясь же
некоторое время, до 1805 года, в «бездействии», эта степень была
присоединена к обряду Мизраима, под именем Мастер Израиля. Таким
образом, эта степень вела двойную жизнь, и даже в наши дни, вероятно,
можно обнаружить ее «спящей» где-нибудь в Манчестере, под
покровительством, если таковые есть, наследников покойного Джона
Йаркера. В Америке она существует под эгидой двух юрисдикции
Шотландского обряда и время от времени исполняется тем или иным
Верховным советом. В остальном надо отметить, что эту степень следует
отличать от одноименной степени, описанной мной ц разделе, посвященном
масонству Ecossais.
Символический горизонт. Степень Распорядителя Строительством есть одно
из многочисленных бесталанных ухищрений, которыми предполагается
заполнить пустоту в историческом предании после смерти
Мастера-строителя и придумать ему заместителя — так чтобы
приостановившаяся работа над Храмом могла быть продолжена до самого ее
завершения. В предании степени говорится, что с этой целью Соломоном
были назначены пять распорядителей, а именно: Адонирам бен Авда,
предание о котором используется также Марк-масонством, Гарав Еврей,
начальник над работами с золотом и серебром, Зелек Гивлитянин,
руководитель каменотесов, Столкин, глава плотников, и Иуверт Финикиец,
глава медников. Рассматриваемая нами степень, подобно своим
многочисленным родственницам, предлагает очередное буквальное
«продолжение» великого иносказания нашего Цеха. Последнее представляет
собой великий миф о строительстве, который глубоко символичен в
духовном смысле, — идущая же следом за ним история не имеет ни
внутренней символики, ни вообще значения: она имеет такое же отношение
к предполагаемому ритуальному таинству, как современная десятиразрядная
журналистика к понятию «литература».
Версия Пайка. Как того и следовало ожидать, реконструкции, предпринятой
Альбертом Пайком, не удалось спасти эту степень от присущего ей
невежества и безрассудства. Адонирам избран из Распорядителей, и он
представлен Мастером во время церемонии открытия, но во время принятия
кандидата он автоматически превращается в царя Израильского. В таковом
качестве он рассказывает скучнейший вариант истории о
Мастере-строителе, который любил общество юношей и удовольствовал себя
сообщением им своего знания искусств и наук, приобретенного в Египте и
на Востоке. Многократно говорил он Соломону, что кто-то из его учеников
может заменить его, если он умрет, особенно же поминал Адонирама.
Церемония здесь слишком бессмысленна, чтобы называться церемонией, —
она не имеет собственного наполнения, а лишь ожидает, когда найдется
тот, кто будет во всех аспектах достоин стать Великим
Мастером-Архитектором. Отсюда мы ясно видим, что Адонирам есть Мастер
непостоянный и несовершенный, хотя в некоторых послушаниях его наделяют
полномочиями выпускать верховные патенты.
Нравоучительная часть. Наставления степени вполне по ценности своей
соответствуют ее ритуалу. Получение степени Распорядителя
Строительством предполагает: (1) знакомство с мудростью Индии, Мидии,
Халдеи и Египта, (2) ремесленное мастерство, (3) добродетельное и
любящее сердце. Все эти реквизиты чисто гипотетические, к несчастью как
для кандидата, так и для действительной жизни этой степени: правда,
эрудированность в сфере восточной мудрости может стать для кандидата
некоторым шагом вперед. Особые рекомендации по части «работы» таковы:
(1) платить должное, (2) утешать терзающихся, вне зависимости
от того, масоны они или нет, (3) обращаться хорошо с вверенным в
подчинение неимущим братом, (4) помнить в час сбора урожая, что углы
поля уготовлены «странным, сирым и вдовым». Эти условия превосходны,
но, за исключением последней — сходные с которой также существуют, —
все они были вверены масонской добросовестности довольно давно, а мы
были вполне вправе предположить, что столь обильно напитавшемуся из
источников древней мудрости могли бы быть открыты и более широкие
горизонты священных и добродетельных трудов. Правда, речь,
прикрепленная к степени, настаивает на чем-то подобном, а именно — что
ее учение связано не с одной лишь моральной стороной. В ней говорится
далее, (1) что символы и церемонии масонства многозначны, (2) что они
скорее скрывают, нежели открывают истину, или же сообщают ее намеками,
но, учитывая все это, (3) что масонству принадлежит привилегия научить
всей истине — не только моральной, но политической, философской и даже
религиозной, верной их великим принципам.
Французский кодекс. Жан Мари Рагон, говоря о французской версии
степени, что относится к первой половине XIX столетия, утверждает, что
она была основана на 18-м стихе 16-й главы Второзакония: «Во всех
жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей
и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом
праведным». Это означает, что в его время и до него Распорядитель, или
Мастер Израиля, представлялся кем-то вроде надзирателя или хранителя
народа. Он всходил по «семи ступеням точности» и воплощал в деле «пять
пунктов верности». С точки зрения Рагона, сама степень была связана с
назначением судей и с зодчеством. По этой причине он провозгласил, что
она «не имеет отношения к франкмасонству», — имея в виду символическое
искусство. Никогда его слова не были столь правдивыми, хотя в данном
случае им двигали соображения о солярных мифах и подобных вещах, не
играющих вообще-то в горизонте символического большой роли.
Духовные аспекты. Пять распорядителей представляют пять ордеров
архитектуры, а работа, которую надо закончить, это сооружение давира и
Святилища. Если бы не Пайк и его французские предшественники, эта
степень могла быть с легкостью связана с сокровеннейшей theosophia
тайной доктрины — ведь не подозревающие о такой возможности Смотрители
слышат, что они должны быть мертвы для «греха и порока». Также
говорится, что истинный и добрый масон должен быть мертв для
заблуждений и нечестия этого мира. Ввиду этих поучений, можно было бы
подумать, что где-то в подсознании создателей степени имелось понимание
того, что Соломонов Храм есть не земной дом, но Святилище Духа,
сооруженное Мастерами, что не от мира сего. Кандидат занимает место
Иуверта и в определенный момент символизирует Мастера-строителя. Еще я
должен добавить, что против всякого смысла св. Иоанн Креститель
называется предтечей того Храма, в котором Господь избрал пребыть. В то
время существует в степени и одно явное упоминание учения о Троице.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4897" > СМОТРИТЕЛЬ ЗА (РАСПОРЯДИТЕЛЬ) СТРОИТЕЛЬСТВОМ (INTENDANT OF THE BUILDING) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 1.05 секунды