ОРДЕН ХРАМА (ORDER OF THE TEMPLE)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ОРДЕН ХРАМА (ORDER OF THE TEMPLE)




Если мы рассмотрим ту часть мифологии масонства, которая относит его
происхождение к середине христианской эры, то неизменно повстречаемся с
гипотезой, связывающей это событие с возникшим тогда институтом
рыцарства, и особенно — с тамплиерами. На первый взгляд может
показаться, что ни один разумный историк не отважится утверждать, что
Воинствующие Стражники Святой Гробницы (Militant Guardians of the Holy
Sepulchre) или другие рыцарские объединения Запада были приверженцами
оккультной мудрости. Не будет выглядеть более правдоподобным и
представление о них как об архитекторах в материальном смысле этого
слова — и даже если допустить, что в их церемониях принятия было что-то
символическое, то во всяком случае это не было духовным строительством.
Несмотря на это, та часть масонских спекуляций, которая приписывает
братству (а) происхождение из среды христианского рыцарства, или (Ь) их
взаимную связь, настолько тесную, что одно выступает прикрытием для
другого, всегда — будучи при различных обстоятельствах и разными
авторами высказываемой — была склонна к подобным точкам зрения. Вообще
же, именно на основании этой или подобных ей позиций в XVIII веке
появилось около двух сотен рыцарских степеней. Я даю, безусловно, очень
приблизительную оценку, но все это указывает на то, что такие взгляды
были глубоко укоренены и всегда в первую очередь выступали движущим
мотивом при создании степеней. Как историк, чьей единственной целью,
несмотря ни на что, является истина, я бы поступил опрометчиво,
недооценив их важность и влияние. С другой стороны, я готов признать,
что последнее слово здесь еще не сказано, последние исследования не
проведены, и многие самые очевидные примеры глупости еще не были
представлены публике.
Уничтожение (The Spoliation). Что касается первой из тех трех точек
зрения, сути которых я кратко коснулся, не стоит забывать, что
организация тамплиеров, уничтоженная в 1307 году, была обвинена в том,
что могло подразумевать их пресловутую связь с (1) оккультными науками,
уничижительно именовавшимися тогда «магией», и (2) религиозными
доктринами еретического, богохульного и идолопоклоннического толка.
Поскольку очевидно, что масонские тамплиерские легенды есть просто
следствие этих обвинений — хотя они и питаются разными намерениями, —
обвинения продолжают оставаться актуальными и не получившими своего
окончательного разъяснения. Даже рыцари, совершавшие крестовые походы —
хотя бы некоторые из них, — могли научиться на Востоке многим странным
вещам, и следовательно, за грубыми обвинениями могло скрываться нечто
более глубокое. Что касается второго обвинения, мы должны понять,
какого рода здание возводили в своих сердцах рыцари Храма и каким
образом из этого получается третья из названных точек зрения — ибо хотя
здание было буквальным и материальным, с одной стороны, оно было и
символическим, — с другой, что для нас гораздо интересней. Далее я
предлагаю в общих чертах ознакомиться с теми связями, что установлены
между франкмасонством и тамплиерами.
Масонство и рыцарство (Masonry and Chivalry). Кавалер Рам-зей был
первым, кто выдвинул гипотезу о происхождении масонства от рыцарства,
но при этом он не делал никаких ссылок на тамплиеров. Принимая во
внимание письменные свидетельства, первая явная попытка повести начало
масонской истории от Ордена Храма была сделана обрядом Строгого
Послушания, появившимся в 1754 году или около того и воплотившим в
своей истории то, что можно назвать легендой о продолжении традиции,
основные моменты которой таковы: (1) Во время правления Филиппа
Красивого, когда начались преследования ордена, маршалом тамплиеров был
Пьер д'Омон (d'Aumont). (2) Вместе с семью другими братьями он, выдавая
себя и своих товарищей за оперативных масонов, то есть каменщиков,
переправился в Шотландию. (3) В этой стране ими было учреждено
франкмасонство в том виде, в котором оно известно нам и по сей день —
то есть как цеховое масонство. Это — предание главного Тамплиерского
обряда в масонстве, о котором в соответствующем ему месте этой книги
дается самая полная информация.
Хартия Лармениуса (Charter of Larmenius). Вторая подобная легенда
принадлежит французскому Ордену Храма и тесно связана с именем
Фабре-Палапра. Впервые о ней услышали в 1804 году в Париже, где она
была признана чистейшей ложью. Лишь одно из всех ее положений достойно
критического рассмотрения, а именно: был ли основной из ее документов
скомпилирован в 1705 году, или же это произошло гораздо позже. Главным
свидетельством древнего происхождения в данном случае являлась Хартия
Лармениуса, еще называемая Хартией Перехода, которая, к счастью, теперь
находится в собственности Великого Приората Англии и Уэльса. Она
представляет собой зашифрованный документ, декодируемый на латынь и
якобы рассказывающий об отставке Иоганнеса Маркуса Лармениуса с поста
Магистра рыцарей Храма и назначении на эту должность Франциска Томаса
Те-обальдуса. Сам Лармениус говорил о себе как о наследнике Жака де
Моле, назначенном «тайным декретом преподобного и святейшего мученика»
и признанном таковым по постановлению «Генерального Совета Братства».
Буквально же было записано так: Dei gratia et secretissimo
sanctissimique Martyris, Supremi Templi Militiae Magistri (cui honos et
gloria) dec-reto, communi Fratrum Concilio confirmato (Божьей милостью
и сокровеннейшим святейшего Мученика, Храма Верховного Военачальника (к
его почету и славе) декретом, общим Советом Братства утверждаю).
Фабре-Палапра (Fabre-Palaprat). Хартия подписана Лармениусом — Ego,
Johannes Marcus Larmenius, die decima tertia Februarii 1324 (Я,
Иоганнес Маркус Лармениус, дня 13 февраля года 1324) — а также его
преемником Ego, Franciscus Thomas Theobaldus Alexandrinus, Deo juvante,
Supremum Magisteri-um acceptum habeo, 1324 (Я, Франциск Томас
Теомальдус Александрии, с Божьей помощью титул Верховного Магистра
принял, года 1324). В той же форме это было впоследствии проделано еще
двадцатью двумя Гроссмейстерами, последний из которых подписался 1804
годом. Имя его было Бернар Раймон Фабре-Палапра. Я согласен со всеми
основными положениями критики в адрес этого документа, который каждым
своим словом раскрывает свою подложность. Латынь преамбулы Лармениуса
сильно отличается от латыни, которой в то время пользовались, и
обращение к Моле написано со значительными отступлениями от ее правил.
Исторически последний Гроссмейстер ордена Ж. Б. де Моле, когда могла
быть возможность назначить преемника, не имел таковой, чтобы собрать
капитул. Шифр, использованный в документе, также не имеет никакого
отношения к указанному периоду правления Филиппа Красивого. Общий тон
документа не оправдывает предложенную последовательность подписей,
которая как раз и задумана, чтобы убедить нас в естественности и
неразрывности цепи наследования. Изучение хартии, однако, не входит в
мои интересы, хотя о ней еще много чего может быть сказано. Просто
нужно обратить внимание на оставшийся незамеченным, но очень
красноречивый факт: наличие двух независимых и взаимоисключающих версий
— продолжения традиции и ее перехода в другие руки, одна из которых
продиктована масонскими интересами, другая же вовсе чужеродна цеховому
масонству и любому из его ответвлений. Изобретение Палапра было уже
мною достаточно подробно разобрано, включая систему его степеней в моем
труде «Secret Tradition in Freemasonry» (Тайная традиция во
франкмасонстве), кн. IV, § 6, где я показал, что в его орден
принимались лица обоих полов, от которых не требовалось никакой
масонской квалификации, хотя некоторые источники и приписывали ему
исполнение масонских степеней, объяснением чему служили доказательства
более чем сомнительные. В той же работе уделено внимание и его
подложному Евангелию от св. Иоанна.
Шведский обряд (Swedish Rite). Третья легенда о тамплиерской
преемственности после уничтожения ордена — достояние Шведского обряда,
в предании которого рассказывается о том, как Моле передал бразды
управления орденом своему племяннику графу Боже, принесшему его в
Швецию, куда был также переправлен прах его дяди. С чьей подачи эта
история увидела свет — остается неизвестным. Есть вероятность, что она
была придумана в Стокгольме как альтернатива версии Строгого
Послушания, претендовавшей на получение исключительного
признания в этом городе около 1765 года.
Элифас Леви (Eliphas Levi). Последней, четвертой в нашем списке,
числится легенда Элифаса Леви. На ней мы не будем заострять внимание
слишком долго. В 1861 году этот известный французский оккультист заявил
следующее: «Незадолго до своей смерти глава тамплиеров Жак де Моле
организовал и учредил оккультное масонство. Уже находившимся в
заключении Гроссмейстером были основаны четыре столичные ложи: в
Неаполе (Восток), в Эдинбурге (Запад), в Стокгольме (Север) и Париже
(Юг)».
Легенды о продолжении тамплиерской традиции. Он не сообщает о том, что
сталось с этими ложами. Его заявление, видимо, опирается на все
предыдущие — соответственно шотландского, шведского и французского
происхождения. Упоминание Неаполя могло быть сделано в расчете на
Германию и Австрию как части Священной Римской Империи. Я оставляю
открытым вопрос о том, является ли эта легенда еще одним, в ряду многих
других, изобретением гения Элифаса Леви, или же она имеет своим
источником псевдоисторические речи, прикрепленные к каким-нибудь
французским степеням, с которыми ни мне, ни кому-либо другому не
довелось ознакомиться. Леви был современником и, думаю, хорошим
знакомым, если не другом, Жана Мари Рагона, либо владевшего, либо
имевшего доступ к огромному количеству масонских ритуалов, в основном
существовавших лишь на бумаге.
Тайный переход традиции в другие руки. Надо сказать, что с самого
начала мы должны потребовать от сторонников теории продолжения
существования Ордена Храма в тайне, после того как его деятельность
была запрещена публично, определиться по поводу того, какой именно
концепции в данном случае они придерживаются — из трех перечисленных —
и какую именно готовы защищать.
Тайная цель тамплиеров. Мы также обязаны Элифасу Леви примечаниями о
тайной цели тамплиеров, о каковой мы часто слышим там и здесь, но лишь
в виде чистых аллюзий. Он утверждает, что их миссия по защите Святой
Гробницы всегда включала в себя некий скрытый мотив, а именно:
восстановление Иерусалимского Храма. Под тем или иным прикрытием то же
было целью всех крестовых походов (имея в виду те, которые специально и
централизованно осуществлялись, а не тех людей, что просто сопровождали
рыцарей). Более того, некоторые тайные объединения, с самых ранних
веков христианской эры осевшие в Фиваидской пустыне, как и пришедшие с
Запада крестоносцы, руководствовались в своих действиях теми же
соображениями. Они считали себя не только хранителями знаний о
мистическом строении и размерах первых двух Храмов, но и наследниками
первых строителей.
Братья Фиваидской пустыни. Фиваидское братство, как принято считать,
было осколком древнейших ессейских общин, и, таким образом, одна из
гипотез о происхождении франкмасонства, носившая романтический и
спекулятивный характер, сочеталась с новой, из которой черпала
дополнительные свидетельства в свою пользу. Это, однако, не означает,
что в глубине души тамплиеры были иудеями: их целью было установление
суверенной политической территории и суверенной духовной власти под
эгидой гностического христианства, достижение чего должно было
сопровождаться блеском архитектурных чудес восстановленного Иерусалима
и обновленного святилища, призванных быть метрополией церкви и столицей
мира. Одним словом, перед нами частный пример того «антипапского духа,
который предшествовал Реформации» — по словам Габриеля Россетти.
Тамплиеры явились плодом именно этого духа — своеобразным противоядием
против римской церкви.
Так называемый заговор. Жаль подвергать эту стройную схему рассуждений
разрушению еще большему, чем это в свое время было сделано Филиппом
Красивым и его правой рукой — римским понтификом, когда они решили
разделаться с тамплиерами. Однако нет никаких сомнений в том, что идея
существования тайного заговора не имела места нигде более, как только в
голове французского оккультиста, который и сообщил о ней миру в 1862
году. Высказывая свои предположения, он пытался как можно более
убедительно показать, в каком смысле, исходя из направленности их
действий, тамплиеры заслуживают того, чтобы называться масонами.
В действительности же они вполне удовольствовались строительством
церквей во славу Господа той Церкви, которую мы в настоящее время
привычно называем католической, а не для гностических церемоний и
поклонения Бафомету или же каких-либо тайных мистерий. Если ими и были
привезены с Востока некие странного характера знания или ритуалы, то
они были ограничены пределами капитулов и пре-цепториев.
Спасение тамплиеров. Гораздо более возможным кажется то, что Орден
Храма сам продолжил свое существование втайне после официальной над ним
расправы, нежели что спасшиеся от нее тамплиеры искали убежища в ложах
оперативного масонства и в более позднее время проявились в нем как
символическое рыцарство. Когда каким-то людским объединением
утрачивается сам принцип, питавший его и дававший ему жизненную силу,
он теряет связь со временем, устаревает и, следуя закону природы,
исчезает из истории. Однако, когда объявлению вне закона сопутствует
жестокое насильственное подавление, кажется разумным предположить, что
такой акт жестокости не всегда приводит к абсолютному вымиранию. Во
времена Филиппа Красивого орден находился на вершине своего могущества
и славы, и в то, что такая мощная организация могла просто исчезнуть,
трудно поверить. Более того, исторически верно, что орден и не был
истреблен полностью — многие из его членов остались в живых, получив
лишь формальные наказания, самым крайним из которых было тюремное
заключение. В местах, далеких от центров папской власти, в Шотландии,
Ирландии и странах Северной Европы, могли втайне происходить собрания
тамплиеров, на которых обсуждались планы на будущее. Вполне могу себе
представить продолжение этой истории в таком же духе, но без упоминания
о связях с масонством, вероятность которых, как я считаю, практически
равна нулю. В частности, если бы тамплиеры обладали каким-то тайным
знанием (на чем многие настаивают), оно без сомнения было бы получено
ими извне и никак не могло быть рождено в их прецептории или капитуле.
К этому тайному центру орден мог обратиться только во времена крайнего
упадка, и в этом случае, если бы мы смогли проследовать в том же
направлении, вопрос о продолжении существования ордена мог бы найти
свое решение. Существует большое количество рыцарских таинств, и, после
более чем ста лет как различного рода спекуляций, так и тщательной
работы над бумагами, у нас нет никакой стоящей теории о том, что за
всеми ими кроется. В литературе, в символике, среди множества
неуловимых намеков, исследователи постоянно натыкаются на ясные,
очевидные следы чего-то спрятанного в глубине, что вполне могло бы
представить неотесанных феодальных рыцарей как прикрытие для некого
грандиозного плана. Я не знаю, есть ли это нечто большее, чем пример
странной таинственной жизни, пронизывающей собой все средневековье.
Повсюду нам встречаются возможности делать те или иные предположения на
этот счет, но никому не известно, куда они могут нас завести.
Виконт Данди (Viscount Dundee). Существует еще одна захватывающая
история, которая, если принять ее без изменений, как она есть,
рассказывает нам об Ордене Храма к 1689 году в Шотландии. Известный
французский историк и теолог Дом Кальме (Dom Calmet) сделал от своего
имени три важных заявления, а именно: (1) что Джон Клеверхаус
(Claverhause), виконт Данди, был Гроссмейстером Ордена Храма в
Шотландии, (2) что когда он пал в сражении у Кил-ликранки 27 июля 1689
года, он носил Великий Крест этого ордена, (3) что этот крест Кальме
получил в подарок от своего брата. Если эта история — правда, то орден
действительно, спасшись от преследований, был восстановлен, и факт его
восстановления и дальнейшего существования никак не относится ни к
фантазиям или правдивым словам кавалера Рам-зея, ни к переходу его
традиции в руки высших степеней масонства, ни, насколько возможно
вообще об этом судить, к масонству в целом, будь то оперативное или
спекулятивное. Мы знаем, что доказательства отсутствуют по всем пунктам
утверждения о якобы сохранении старого ордена в связи с масонством
Храма, и мы знаем, что все предания, объясняющие факт такого
сохранения, всегда
слишком похожи на типичные измышления. Безусловно, они относятся к
периоду времени более позднему, чем трагедия при Киллик-ранки, и, кроме
того, гипотеза о тамплиерах всеми масонскими писателями обычно
приписывалась Рамзею, который также, по их мнению, был и автором
некоторых тамплиерских степеней. Оба эти утверждения неверны, о чем я
уже говорил. Вообще любопытно, что такого рода легенда могла возникнуть
в связи с масонством. И если она появилась около 1740 или позже, не
возникает никаких сомнений в том, что она стала реакцией на «Речь»
Рамзея, хотя ни о каких тамплиерах в ней не говорилось. Но если
действительно на теле виконта Данди был обнаружен Великий Крест Храма,
то Орден Тамплиеров и в самом деле в 1689 году еще существовал или по
крайней мере получил свое второе рождение — он, вероятно, был
совершенно неформальным, не имеющим никакой организации, — тем не
менее, возможно, наступило такое время, когда шотландское масонство
определенным образом могло воссоединиться с остатками тамплиерской
системы, а именно: либо оно могло принимать в свое лоно оставшихся
рыцарей Храма, либо наоборот. К 1736 году они могли смешаться в
Шотландии до такой степени, что шотландец Рамзей действительно считал
их тесно связанными и на этом основании выдвинул гипотезу о рыцарском
происхождении и начальном этапе существования масонства.
Вопрос о передаче традиции. Что касается тайной жизни ордена и его
появления на арене истории вновь в XVIII столетии под личиной
тамплиерского масонства в той или иной его форме, то в конечном счете
все доводы говорят против такого утверждения — хотя дух ордена, может
быть, остался жить в его идеалах, стремлениях, традициях, даже в его
тайнах, если допустить, что они обладали более чем формальным смыслом.
По моему же мнению, этот вопрос все еще ждет своего ответа. Когда обряд
Строгого Послушания впервые выдвинул свою гипотезу, к ней не
прилагалось абсолютно никаких доказательств, к тому же история этого
немецкого масонского ордена заставляет беспристрастного исследователя
вообще чувствовать странную в ней неуверенность. С другой стороны, то,
что французский Орден Храма есть изобретение совсем недалекого
прошлого, не вызывает никаких сомнений. Далее, Военный и Религиозный
Орден Храма и Святой Гробницы, организация обширная и процветающая в
Европе и Америке, лишен всего, что можно отнести к происхождению, и
определенно высказаться по этому поводу чрезвычайно трудно — это вообще
один из немногих масонских орденов Христианского Рыцарства, в основании
которых не лежит никакой сфальсифицированной легенды.
Тамплиерские степени. Из огромного множества рыцарских степеней нам
необходимо отобрать те, что имеют отношение к так называемому
продолжению традиции или возрождению исторических орденов рыцарства —
Рыцари Храма, Мальтийские Рыцари, Рыцари Святой Гробницы, отличая их от
совершенно фантастических — Рыцари Орла, Рыцари Лебедя, Рыцари Золотого
Руна — имя которым легион. Их основная масса вообще не апеллирует к
реальной истории, некоторые же — такие как Красный Крест Константина —
изобретения любопытные, которые, как будто с целью ввести в
заблуждение, преподносят небылицы под маской реального факта. Нам, тем
не менее, интересны здесь именно претензии на тамп-лиерское наследство
масонских рыцарских степеней. Мы можем оставить без внимания те из них,
которые, как, например, обряд Строгого Послушания, прекратили свое
существование. Мы также не останавливаемся на тех, из которых во всех
послушаниях всякая связь с тамплиерами исключена, — таковы степени
Кадоша. И, наконец, мы можем не задерживаться на тех, которые не
обладают реальной исторической и символической значимостью (такие как
Священник Рыцарь Тамплиер). В этой книге всем им оказано должное
внимание в соответствующих главах.
Военный и Религиозный Орден. Таким образом у нас остался Военный и
Религиозный Орден Храма, о котором упоминается в нескольких ритуальных
кодексах, значительно друг от друга отличающихся при одном общем для
всех пункте: ни один из них не содержит исторической речи или вообще
какого бы то ни было предания. Они, таким образом, просто тамплиерские
степени ордена — без какого-либо предисловия, апологии или объяснения.
Более того, все они связаны с одним-единствен-ным делом, из которого и
вырос орден, — охрана Святой Гробницы и защита паломников, следующих в
святые места. Мы должны принять их такими, каковы они есть, — их
настоящее положение гораздо более убедительно, чем то, которое они
могли бы приобрести путем сочинения каких-либо лекций или речей или же
через апелляции к древним хартиям и патентам. Документально они, так
сказать, без отца и матери, и их содержание — единственное
свидетельство их ценности, которого нам достаточно и без всяких
судьбоносных пояснений. Таким образом, на основании уже упоминавшихся
мной четырех английских кодексов, можно, я думаю, сделать следующий
вывод: когда мы слышим о некой тамплиерской степени, действовавшей под
эгидой масонства на Британских островах в XVIII веке, то речь,
несомненно, идет об одном из указанных четырех ритуалов или о ритуале,
послужившем им общим основанием. Их тексты при всех своих различиях
имеют единый корень, как бы они — представляющие варианты английского,
шотландского и ирландского происхождения — ни различались. Далее, не
может быть никаких сомнений в том, что ритуал Болдви-на имеет очень
древнее происхождение. Следующим нашим шагом будет выявление самых
ранних свидетельств о существовании Тамплиерской степени на Британских
островах.
Вопрос о якобитах. В первую очередь, мы должны отставить в сторону
умозаключения, сделанные на основе факта существования двух медных
досок среди грамот Старинной Ложи Стерлинга. Одна из них имеет
отношение к рыцарям Мальты, другая — к Ордену Храма. Грамоты кое-кто на
довольно умозрительных основаниях относит к первой половине XVIII века.
Дата, однако, более чем спорна, что лишает их той ценности, которая
позволила бы им стать полноценными свидетельствами. В стороне от нашего
внимания оказывается и «подлинное письмо», датируемое 30 сентября 1745
года, написанное герцогом Пертским (Duke of Perth) лорду Огилви
(Ogilvie). В нем сообщается, что «нашему благородному принцу» (то есть
Карлу Эдуарду Стюарту) «очень идет белая мантия ордена» и что он
«относится к своему призванию как то подобает настоящему рыцарю». Этот
документ цитируется в «Исторических примечаниях» к «Statutes of the
Chapter-General of Scotland» (Статутам Генерал-Капитула Шотландии),
опубликованным в 1897 году. Далее в письме говорится, (1) что лорд Map
отказался от должности Гроссмейстера, и поэтому не было созвано ни одно
Генеральное Собрание, кроме как «в вашем собственном Северном Конвенте»
(имеется в виду Конвент лорда Огилви), (2) что лорд Атоль оставил
должность регента, и Его Королевское Высочество, то есть принц Карл,
был избран Гроссмейстером. Этот документ (и в этом я не сомневаюсь)
есть чистейшей воды фальсификация. Наконец, я должен отклонить все то,
что по мнению некоторых может следовать из факта отклонения Ранним
Великим Станом Ирландии 29 августа 1805 года предложения Великой Ложи —
по-видимому Ирландской — взять под свой контроль Стан, который — как
специально подчеркивалось — существовал к тому времени в Дублине уже
более ста лет. Я еще не встречал ни одного автора, который бы стал
обращать серьезное внимание на такие утверждения. Это напоминает мне о
разысканиях, некогда проводившихся мной в районе Килмарнока, где я
повстречался с пастухами-масонами, поведавшими мне истории о странных
высших степенях, к которым с незапамятных времен принадлежали их отцы и
деды. Такого рода истории безусловно интересны, но их ни в коем случае
нельзя брать за основание для каких-либо умозаключений.
Ранние следы. Вступив на более твердую почву, мы можем хронологически
перечислить следующие пункты: (1) Протокол Капитула Св. Андрея Масонов
Королевской Арки Америки от 28 августа 1769 года упоминает степень
Рыцаря Тамплиера. (2) По Джону Йаркеру, Тамплиеры Ирландии,
действовавшие по Цеховой хартии, в 1770 году обратились в Кильвиннинг
за предоставлением им Тамплиерской хартии, которую и получили, по всей
видимости, по резолюции кильвиннингской Ложи Высших Рыцарей Тамплиеров.
На каких основаниях в эрширском
Кильвиннинге посчитали себя вправе выдавать такого рода патенты —
остается невыясненным, вообще же эта история напоминает апокриф. На
самом деле речь идет о событии, произошедшем в 1779 году и сделавшем
явными лишь претензии Кильвиннингской Ложи Ирландии. (3) Четвуд Кроули
сообщает, что самым ранним отчетом о рыцарях Храма можно считать
запись, сделанную на день св. Иоанна, летом 1774 года, «когда Рыцари
Тамплиеры Ирландии, Королевской Арки Превосходные и Сверхпревосходные
Принятые Франкмасоны» (все, видимо, из ложи № 506) собрались вместе
пообедать в «Соломенной Хижине» на Касл-стрит в Дублине. Событие
подтверждено свидетельствами дублинской прессы того года. (4) Несмотря
на это, Кроули упоминает и о других ложах, получивших патенты в 1773 и
1774 годах, что познакомили дублинских масонов со степенью Высшего
Рыцаря Тамплиера. (5) Степень Тамплиера существовала, по предположению
некоторых, и в Портсмуте, в 1778 году. (6) Орден Рыцарей Храма в 1780
году, как говорят, получил формальное признание Великой Ложи в Йорке,
ибо в том же году 6 июля ей была дарована соответствующая хартия
Роттердаму.
(7) Некая хартия-договор была 20 декабря 1780 года выпущена Тамплиерами
Бристоля, что само по себе говорит о существовании в данном месте и в
указанное время действующего объединения, под названием Верховный
Великий и Королевский Стан. В него входили: Орден Рыцарей Тамплиеров,
Св. Иоанна Иерусалимского, Госпитальеров, Мальты и т. д. Сама хартия не
сохранилась, но некоторые опирающиеся на нее установления и правила
касаются среди всего прочего подчиненных станов. Существуют неясные
свидетельства о хартии Тамплиеров Иорка, дарованной в 1786 году
Королевскому Стану в Манчестере и присвоившей ему № 15. Первое собрание
Стана состоялось в том же городе, в таверне «Руно», Старая Бойня. (9)
Между 1769 (самое раннее) и 1790 годами различные Станы начали
появляться в Англии, Шотландии и Ирландии. В то же время Ранним Великим
обрядом Ирландии была выдана хартия обряду под тем же названием,
существовавшему в Шотландии. Более или менее уверенно можно говорить о
Раннем Великом Стане Англии, протоколы которого, как говорят, попали в
руки герцога Сассекского как Гроссмейстера. Упоминаются и Станы на
острове Уайт, в ланкаширском Керисбруке, но точными данными на этот
счет я не располагаю. Все эти названия подразумевают объединения,
имевшие право выпускать хартии на учреждение субординированных им
организаций. (10) В 1790 и 1791 годах Томасом Данкерли был подготовлен
проект по централизации разрозненных английских групп. 24 июля 1791
года он проинформировал Йоркский Стан Искупления, что приглашен
Тамплиерами Бристоля на должность Гроссмейстера. Это назначение Йорком
было одобрено. Под его руководством оказались следующие (и возможно не
только эти) группы: (а) лондонское «Соблюдение», (Ь) Йоркское
«Искупление», (с) Высокие Тамплиеры Бристоля, (2) «Древность» в Бате.
Им также был сформирован Великий Конклав под названием Королевский
Возвышенный Религиозный и Военный Орден Хередома, Кадош, Великих
Избранных Рыцарей Храма Св. Иоанна Иерусалимского в Палестине, на
Родосе и на Мальте.
Современные Гроссмейстеры. Данкерли скончался в 1795 году, и с 1796 его
наследниками были барон Радклифф (Radcliffe), с 1800 — судья Уоллер
Родвелл Райт (Wright), с 1805 — герцог Кентский, с 1812 — герцог
Сассекский и т. д. до принца Уэльского, впоследствии — короля Эдуарда
VII. В 1902 году пост принял Его Королевское Высочество герцог
Коннот-ский. Среди легендарных, или мифических, Гроссмейстеров в
Шотландии — виконт Данди, графы Марские и Атольские, принц Карл Эдуард
Стюарт, Джон Оливант Бе-чилтонский (Bachilton) и Александр Дешар
(Deuchar). В 1770 году должность Гроссмейстера «Киль-виннинга» или
Стана Ирландии, как говорят, занимал барон До-нафмор (Donoughmore).
Десятью годами позже в том же ранге состоял в Бристоле некий Джошуа
Спрингер (Springer), но на самом деле этот ранг имел местное значение.
Как позволяют судить факты, Данкерли был первым человеком, чья
юрисдикция простиралась от Йорка до запада Англии.
Стан Болдвин (Baldwin Encampment). Разные мнения существуют по
вопросу, имела ли степень Тамплиера в том виде, в каком она существует
теперь в послушаниях Великого Приората Англии и Уэльса,
Генерал-Капитула Шотландии, Великих Станов Ирландии и Соединенных
Штатов, своей родиной острова Британии или же была импортирована из
Франции. 2 августа 1862 года доктор А. Бомон Лизон (Beaumont Leeson)
послал в Портсмут адрес, в котором заявил, что Стан Болдвин в Бристоле
был основан французскими масонами, позаимствовавшими традиции этого
учреждения в Канаде в конце XVIII века. В подтверждение правильности
своего утверждения Лизон сослался на имевшиеся в его распоряжении
«оригинальные издания». Что это были за издания — никому так и не стало
известно. По его мнению, степень Кадоша также имела французское
происхождение. По тому, однако, что нам известно о последней к
указанной дате, можно уверенно доказать ложность этой посылки. Названия
«Кадош» и «Хередом», когда Данкерли связал их с Орденом Храма, были
чистейшей воды выдумкой. С другой стороны, Четвуд Кроули, исследуя все,
что касается степени Тамплиера в Ирландии вплоть до 1774 года, сообщает
об отсутствии чего-либо, удостоверяющего ее иноземное происхождение.
Истина в том, что обе версии испытывают явный недостаток в ясных
свидетельствах в пользу какой-либо их них, за отсутствием которых все,
что нам остается, — опираться в своих умозаключениях лишь на само
содержание ритуала в его различных формах. Лично я считаю, что если мы
так и поступим, то не встретим ничего, что убеждало бы нас в принятии
версии об иностранном, то есть французском, происхождении. Мои познания
во французских масонских ритуалах достаточно широки, чтобы
констатировать их крайнее несходство с ритуалами тамплиерских степеней.
Я, однако, не настаиваю на своей точке зрения, но просто выдвигаю ее на
всеобщее рассмотрение.
Масонские элементы. Пожалуй, о возможных масонских характеристиках
степени Тамплиеров сказано достаточно. Отдельные патенты, по которым
учреждались различные немасонские организации Тамплиеров Св. Иоанна,
выдавались Ранним Великим Станом Ирландии. Подобные практики имели
место от случая к случаю и в Англии и Шотландии, как если бы некоторые
Великие органы подсознательно были убеждены, что тамплиерская степень в
действительности не масонская. Вопрос этот неоднократно выносился на
обсуждение, а факт выдачи патентов на учреждение ритуалов тамплиерских,
но не масонских уже давно был обнародован в своей работе доктором
Фольгером (Folger), американским писателем. Хьюген тоже в свое время
рискнул предположить, что шотландские Тамплиеры XVIII века были
организованы не на манер масонства, хотя, «принадлежа к рыцарству, они
в такой форме вполне могли входить в цеховое масонство». По моему
мнению, это лишь вопрос факта, и раз установивши его, не следует на его
основании делать преувеличенных выводов. Значительное количество высших
степеней не имело ярко выраженной масонской формы в точном смысле этого
слова. Так называемый обряд Иллюминатов Авиньона был, как мы знаем,
открыт для всех и каждого, кто только имел желание стать его членом.
Степени, тем или иным путем заносимые в Англию, попадали в масонские
руки, однако лишь в том смысле, что масоны охотно ассимилировали их, —
ни о какой регулярной процедуре не могло быть и речи. Стан Рыцарей
Тамплиеров мог иногда присуждать и Королевскую Арку, и степени
Превосходного или Сверх-Превосходного Масона. Он мог иметь, и в одном
случае действительно имел, отношение к обряду Совершенства из двадцати
пяти степеней. Среди Тамплиеров Бата существует предание, по которому
их изначальный патент датируется 1811 годом и включает в себя
полномочия по исполнению Шотландского обряда, за исключением Принца
Скинии. Есть свидетельства о присуждении Станом Креста Христова степени
Rose-Croix. Четвуд Кроули предполагал, что цеховой патент уполномочивал
ложи присуждать любую степень, так как считалось, что тот или иной из
членов ложи в состоянии присуждать любую степень, если только сам ею
владеет. Все это кажется вполне возможным. То же, впрочем, касается и
другой точки зрения, а именно: что какой бы то ни было
Стан мог присуждать все что угодно, за исключением цеховых степеней
(если только не имел соответствующей хартии для этого).
Тамплиеры и цеховые степени. По преданию Строгого Послушания, когда
Великий Маршал тамплиеров Пьер д'Омон с семью другими членами ордена
переправился в Шотландию под личиной оперативных масонов, в этой стране
при его участии было учреждено символическое масонство в том виде, в
каком оно нам известно на сей день. Таков тезис степени, традиционная
история из тысячи подобных. Так как она не есть миф по природе — как
легенда Третьей степени и не священная аллегория, — как история о
христианском Розовом Кресте, — но хочет выставить себя как
представляющую действительные факты, то ее с чистым сердцем можно
отнести к подложным историям. Масонский мир переполнен подобными
фальсификациями со времен своего символического начала. Создававшие
обряды не забывали также и о преданиях для них, и категорию, к которой
таковые могут быть отнесены, определить вовсе не трудно. Но уже не так
просто охарактеризовать интеллектуальную позицию их апологетов век или
более спустя. Я приведу лишь один любопытный пример, иллюстрирующий,
чем располагает критик-исследователь, желающий распутать такой гордиев
узел, каким является вопрос о масонских аспектах современных
тамплиерских степеней. Покойный Джон Йар-кер сделал притчей имя Пьера
д'Омона в своих записных книжках. Но его записные книжки во всем похожи
на его произведения, вышедшие в печать, — ссылки на факты и события в
них предельно неразборчивы или туманны, если вообще есть. Все же,
заметив, что имя легендарного Великого Маршала было французским, он
говорит о нем как о представителе французской традиции тамплиеров.
Отталкиваясь от этого, он пробует выявить некоторые черты
аллегорического здания, гипотетически выдвинутого маршалом и его
компаньонами под именем масонства. Они сводимы к следующим положениям.
(1) Три степени символизируют три буквы J. В. М., которые автор находит
в ритуалах соответствующих степеней. (2) Буквы есть не что иное, как
инициалы Jacobus Burgundus Molay, имени последнего Гроссмейстера. (3)
Рабочие инструменты олицетворяют мастерство и предусмотрительность,
необходимые при восстановлении Храма (читай: возрождения ордена). (4)
Префикс «франк-» («Free-») был введен потому, что на Востоке рыцари
были известны под названием «Рыцари-Франки».
(5) Термин «Королевское Искусство» своим появлением обязан памяти
Болдвина, царя Иерусалима. Слово «мастер» соответствует латинскому
«магистр» (Magistri), то есть мастеру Храма. (7) Созванная ложа —
точная копия собрания тамплиерского капитула.
(8) Франкмасоны принимают в члены организации независимо от
религиозного вероисповедания, так как рыцари Храма также не делали
различий между адептами западной и восточной церквей.
(9) Черные и белые баллотировочные шары, используемые масонами, — есть
не что иное, как парафраз древнего обычая тамплиеров, подробности
которого не сообщаются. (10) У кандидата изымается все металлическое,
как бы в символ того, что у тамплиеров нет никакой собственности. (11)
Подробности смерти Мастера-строителя идентичны событиям,
сопутствовавшим убийству Каролюса де Монте Кармеля (It Monte Carmel),
субприора Монфоко. (12) Шнур от сылает к повешению предателя Ноффодеи
(Noffodei). (13) Трое злодеев это Филипп Красивый, папа Климент и
Ноффодеи. (14) Некое слово из Третьей степени напоминает о смерти Моле.
Маниакальный тезис. По мнению Йаркера, эти детали прямо вытекают из
толкования легенды французских тамплиеров, но он ничего позитивного,
имеющего отношения к фактам и степени их достоверности, более не
добавляет. Ему просто не приходит в голову, что данный принцип принятия
в масонство (то есть без учета вероисповедания) стал обыкновенным после
1717 года, хотя он вспоминает, что, по Николаи, в некоторых
прецепториях тамплиеров была тайная процедура принятия, которая имела
«унитарную» форму, что якобы относилось к учению Сарранция.
Тамплиеры в Шотландии. Поскольку история масонских Тамплиеров в
Шотландии чрезвычайно пестра и противоречива, в первую
голову я коснусь ее легендарной части, общей для всех ныне существующих
и борющихся друг с другом партий. (1) Орден Храма впервые появился в
Шотландии в середине XII века благодаря королю Давиду I, учредившему
его в Южном Эске. (2) Первыми его последователями были Малькольм,
Уильям Лев и Александр П. (3) Ко времени, когда он был объявлен вне
закона папой Климентом VII, все усилия Шотландии были направлены на
организацию сопротивления английскому вмешательству. (4) Вследствие
этого властям было не до преследования тамплиеров в согласии с папским
указом.
(5) Рыцарство продолжало существовать и, не теряя собственной
значимости, объединилось в союз с Орденом Рыцарей Св. Иоанна История
шотландских тамплиеров как военной и религиозной организации
завершилась лишь в 1560 году, когда последний из земельных участков
Ордена Храма отошел к государству. (7) Те рыцари, которые предпочли
быть «поближе к папскому престолу», впоследствии были экспатриированы
(8) Те, кто принял реформированную религию, объединились со
строительными братствами и под их эгидой продолжали практиковать обряды
Храма, о которых известно очень немногое. (9) Они обнаружили себя в
самом начале XVIII века «как покровители и хранители масонства высших
степеней», управляющие всеми теми степенями, что находились над
Голубыми или цеховыми». (10) Эту информацию подтверждают книги
протоколов многих лож, особенно на западе Шотландии. (11) Хранителями
высших степеней в каждой ложе было создано своего рода «государство в
государстве». (12) Так продолжалось до 1800 года.
Слияние с масонством. На этом предание заканчивается, и, поскольку в
древних протоколах нет никаких данных о таковом слиянии тамплиеров и
масонства, его следует считать романтической легендой. Так или иначе,
вопрос о том, насколько она правдоподобна, в данном случае нас не
слишком интересует, ибо основные споры и разногласия касаются того, что
произошло после, и что более или менее подтверждается исторически.
Здесь я опять сделаю лишь краткий обзор.
Основные положения. (1) В 1800 году или около того Шотландская Великая
Ложа запретила в пределах своей юрисдикции практику всех степеней,
помимо цеховых.
(2) Запрет вошел в силу в связи с распространением республиканских
настроений и атеистических доктрин, прятавшихся под маской масонства,
«а также во исполнение Акта о Незаконных Клятвах» Масоны высших
степеней обратились с просьбой о хартиях к Раннему Великому Стану
Ирландии, «и в самое короткое время от сорока до пятидесяти Станов уже
действовали на территории Шотландии по его конституции» Препятствия,
чинимые Великой Ложей таким образом, были преодолены конституционным
путем. (5) В 1811-1812 годах Александр Дешар, Высокий Повелитель
(Eminent Commander) Стана Эдинбурга, № 31 по конституции Раннего
Великого Стана, учредил организацию, названную «схизматической», —
Верховный Великий Конклав Шотландии. (6) В Конклаве он занял
пожизненную должность Гроссмейстера, несмотря на неудовольствие его
компаньонов.
(7) Конклав распался в 1830 году В 1836 году он был восстановлен, но,
оставив прежние масонские позиции, принимал в свои ряды уже не только
масонов. В его новый состав вошли епископ Абердина и герцог Лидский.
(9) Конклав 1812 года поддержал тогда только что сформированный
герцогом Кентским Английский Великий Конклав. (10) Будучи уже
немасонской организацией, он прибрал к рукам английскую юрисдикцию и
назначил герцога Лидского Великим Приором Англии. (11) Еще одна ревизия
произошла в 1856 году, и суть ее заключалась в возврате к требованию
масонской квалификации. (12) Тем временем шотландские Станы,
остававшиеся в ирландском послушании, решили обратиться к своему
Великому органу с просьбой предоставить им самоуправление. (13) Роберт
Мартин послал в Ранний Великий Стан Ирландии петицию от имени четырех
или пяти Станов, «моля о том, чтобы шотландские Станы были объединены
под суверенной юрисдикцией». (14)22 июня 1822 года петиция была принята
и по ней было получено полное согласие. (15) Мартин получил должность
Назначенного Гроссмейстера. В июле того же
года, когда назначение Мартина было утверждено окончательно, был
основан Ранний Великий Стан Шотландии.
Начальники Стана. История Великого Стана не изобилует событиями, хотя
на всем ее протяжении между Станом и так называемым «схизматическим
объединением» возникали многочисленные стычки. До 1880 года
штаб-квартира Стана располагалась в Килмарноке. Привожу список
Гроссмейстеров: Роберт Мартин, Килмарнок (Robert Martin, Kilmarnock),
1822-1857 годы; Роберт Чамберс, Эр (Robert Chambers, Ayr), 1858 год,
Уильям Мартин, Эр (William Martin, Ayr), 1859-1871 годы; Томас Вайр,
Мюиркирк (Thomas Weir, Muirkirk), 1871 год; Джеймс Пол-лок, Ньюмайлорс
(James Pollock, Newmilors), 1872-1874 годы; Джон Ходж, Килмарнок (John
Hodge, Kilmarnock), 1874; Александр Пол-лок, Стюартон (Alexander
Pollock, Stewarton), 1875 год; Мэтью Пол-лок, Ньюмайлорс (Matthew
Pollock, Newmilors), 1876 год; Мэтью Томпсон, Эр (Matthew M'B. Thomson,
Ayr), 1877-1881 годы; Томас Кол-кхаун, Эр (Thomas Colquhoun, Ayr),
1881-1886 годы; Уильям Янг, Ньюмайлорс (William Young, Newmilors),
1886-1889 годы; Джон Кром-би, Абердин (John Crombie, Aberdeen),
1889-1891 год; Питер Спенс, Эйрдри (Peter Spence, Airdrie), 1891-1909
годы.
Междоусобица. Обвинение в незаконности, предъявленное Верховному
Великому Конклаву, основывалось на том, что он был создан
неконституционным путем, хотя и мог получить суверенную юрисдикцию
посредством той же процедуры, как и Стан Эршира десять лет спустя.
Кроме этого, по масонским меркам он должно быть был исключительно
неправильной организацией, ибо за двадцать лет им были утрачены все
черты, благодаря которым можно было бы определить его масонскую
принадлежность. Этим он, сам того не желая, дал повод для появления
другой «схизмы» — Генерального Великого Капитула Глазго, о котором мало
что известно достоверно, кроме его названия и того факта, что некогда
он делал попытки объединиться с Великим Станом. Переговоры по этому
вопросу, как говорят, зашли в тупик «благодаря непреодолимой разнице
ритуалов». В соответствии с таким определением, они, безусловно, должны
были представлять из себя вещи радикально несовместимые — если принять
во внимание, что между ритуалами Великого Стана, Волдвина, Великого
Приората Англии и Уэльса и так существует значительная разница.
Совет Обрядов. В отчетах Раннего Великого обряда из сорока семи
степеней есть сведения о том, что при переустройстве, произошедшем в
1880 году, случилось, как его туманно называют, размежевание сил, в
результате которого управление Красным масонством перешло в руки
Раннего Великого Материнского Капитула, Черное стало контролироваться
Великим Станом, а Зеленое и Белое взял на себя Шотландский Великий
Совет Обрядов. Размежевание повлекло за собой не только
перераспределение власти, но и изменения в месторасположении. С этого
времени местом для ежегодных собраний был избран Глазго — в субботу
Страстной недели. Как и в других случаях, в этом послушании «войско
Храма» подразделялось на Рыцарей-Компаньонов, Рыцарей-Повелителей и
Рыцарей Великого Креста. По официальным документам «верховный правящий
орган для Орденов Рыцарей Храма Сионского и Госпитальеров-Иоаннитов»
(или Рыцарей Мальты) в Шотландии назывался Великим Станом Храма и
Мальты в Шотландии. Офицерами Великого Стана были: (1) Высочайший (Most
Eminent) Гроссмейстер,
(2) Великий Представитель Мастера, (3) Великий Представитель (Grand
Representative), (4) Великий Маршал, (5) Великий Генерал-Капитан, (6)
Великий Центральный (Central) Капитан, (7) Великий Учетчик (Recorder),
(8) Великий Секретарь по зарубежной корреспонденции, (9) Великий
Beaucennifer (Знаменосец Beauseant) (sic), (10) Великий Меченосец
(Grand Sword Bearer), (11) Великий Руководитель, (12) Великий
Исполнитель (Receiver), (13) Великий Казначей (Treasurer), (14) Великий
Прелат, (15) Великий Капитан Голубого, Красного и Черного, (16) Великий
Хранитель Клейнодов (Jeweller), (17) Великий Знаменосец Vexillum Belli,
(18) два Великих Церемониймейстера (Ushers), (19) Великий Герольд
(Herald) и (20) Великий Постовой (Sentinel). Великий Стан «для лучшего
управления солдатами
Храма в Шотландии» был разделен на четыре Приората: (1) для Абердина и
северных графств, расположенный в Абердине, (2) для Лотиана и западных
графств, с центром в Эдинбурге, для Эршира, Вигтона, Киркадбрайта и
Дамфрисшира, в Эре, для остальных графств, Приорат в Глазго. В той
мере, в какой этот — явно односторонний — отчет можно признать
достаточно точным или, по крайней мере, подробным, из него следует, что
Великий Стан был первой конституционной организацией Ордена Тамплиеров
в Шотландии, так как в течение двадцати лет не было слышно ни о какой
деятельности под эгидой масонства. Двенадцать лет назад или около того,
когда Великий Стан был преобразован в Генерал-Капитул, то есть
Тамплиеры Шотландии были объединены под одним послушанием, всем дебатам
по этому поводу пришел долгожданный конец.
Варианты ритуала. Как мы имели уже возможность убедиться, Орден Храма
имел самые различные деноминации. Нашего внимания особенно заслуживают
четыре типа их ритуалов: (1) ритуал, адаптированный Великим Приоратом
Англии и Уэльса, в чьей юрисдикции также находились колонии и доминионы
Британии — эта организация носила название «Военный и Религиозный Орден
Храма и Святой Гробницы», (2) древний ритуал Стана Болдвин Рыцарей
Тамплиеров Бристоля, (3) ритуал, связанный с «Канонгейтом
Кильвиннингом», называвшийся «масонство Рыцарей Тамплиеров», (4)
ритуал, практиковавшийся Великим Станом Храма и Мальты в Шотландии,
сейчас вышедший из употребления — Стан же был переименован в
Генерал-Капитул Шотландии. Ритуалы «Канонгейта Кильвиннинга» и Великого
Стана во многом похожи друг на друга. В первом случае они
подразделяются на пункты «Паломник» и «Дельта», а во втором —
«Паломник» и «Тамплиер». Два последних составляют Двадцать восьмую и
Двадцать девятую степени Раннего Великого Шотландского обряда.
Остальные ритуалы носят отчетливо индивидуальный характер, и они
соответствуют третьему и четвертому вариантам лишь в некоторых базовых
параметрах, которые в основном и позволяют отнести их к ритуалам
масонского Ордена Храма. Таким образом, перед нами не те тривиальные
различия в формулировках и процедурах, каковые мы имеем, к примеру,
между цеховыми ритуалами «Подражания», символическим и оксфордским.
Четыре кодекса, соответствующие четырем типам, также имеют едва
заметный элемент родства в налагаемых ими обязательствах по отношению к
членам, кроме того, в каждом из них есть молитвы, общие для всех
четырех.
Ритуал Великого Стана. Кандидат на принятие в Великий Стан Храма
представал как покаянный паломник, предпринявший далекое путешествие
для того, чтобы (1) посетить святые места и (2) покаяться в грехах и
ошибках у подножия Креста. Его привела за собой вера в Того, Кто принес
в жертву Свое тело на Голгофе во искупление грехов человека. Итак, он
продолжил свое путешествие, находя в пути кратковременные пристанища в
различных караван-сараях, где находил все необходимое, пожелания доброй
дороги и добрый совет в придачу. Наконец он достигал алтаря и
произносил перед ним клятву паломника, после чего с его глаз спадала
пелена. Он видел Крест, возвышающийся над Алтарем, и тяжелая ноша
грехов, с которыми он пришел, спадала с его плеч. Его посвящали в
официальные тайны, и на этом процедура первого пункта — Паломника —
заканчивалась.
За завесой. В стадии Рыцаря Тамплиера он был представлен как тот, кто
уже посетил святые места и гробницы и, достигнув Стана Тамплиеров,
просит о привилегии принятия его за завесой Храма. Держа экзамен, он
проходил сквозь красную и голубую завесу и представал перед черной,
которая разделялась надвое при его приближении, и Страж провозглашал
ему, что завеса Храма разорвалась сверху донизу, когда умер Еммануил.
Теперь оставалась белая завеса, отделяющая кандидата от Стана. Крестный
говорил, что кандидат действительно желает стать членом «великодушного
ордена», что он может посвятить остаток своей жизни охране святой
земли. Кандидат проходил за последнюю завесу и давал клятву рыцаря
перед алтарем. Далее ему показывали тридцать серебряных монет,
символизирующих предательство Иуды и служащих ему предостережением, призывая
быть искренним до конца. Таким образом он возводился в степень члена
почетного ордена рыцарства — Ордена Иерусалимского Храма. Процедура
завершалась торжественным облачением в одежды рыцаря.
Вопрос древности. У меня не возникает никаких сомнений в том, что это —
довольно старый шотландский ритуал. Разумеется, настолько старый,
насколько этот эпитет применим к Ордену Храма, каким он существует
сейчас. Во-первых, от кандидата не требовалась никакая масонская
квалификация, хотя, в силу своей включенности в систему Раннего
Великого обряда, такая квалификация подразумевалась как нечто само
собой разумеющееся. Во-вторых, новопосвященный рыцарь символически
обнажает свой меч, показывая готовность сражаться с иудеями, турками и
«другими неверными» христианской религии. Первая стадия ритуала
свидетельствует скорее всего о том, что возрожденный Орден Храма был
взят на вооружение масонством, но перед этим существовал независимым, и
кажется единственным подтверждением этой гипотезы. Второй пункт,
возможно, есть любопытный реликт далекого масонского прошлого — если
учесть выраженное враждебное отношение к иудеям. Есть и другие следы
сравнительной древности, но среди них я приведу лишь следующие: (1)
идея, что подготовка паломников к посещению Святой Гробницы составляла
особенный обычай тамплиеров, (2) любопытное, но ошибочное представление
о том, что «Христос воскрес в полдень», (3) мнение, по которому стул
Высокого Повелителя находился на Востоке, поскольку «ясно, что наш
Господь и Спаситель Иисус Христос, Евангелия о котором осветили весь
мир, пришел к нам с Востока». Большой ошибкой степени было завязывать
глаза кандидату, при том, что предполагалось, что он должен был
отправиться в паломничество. Кроме того, присутствует также не совсем
оправданное введение завес как преграждающих вход в Стан, — однако оно
в какой-то мере указывает на желание предать церемонии духовный смысл —
показывая, что Стан не является чем-то материальным, что рыцарь —
звание скорее тайное, нежели внешне определимое, и что истинное
паломничество совершается вне реального мира. Так или иначе, ритуал не
объясняет внутреннего, скрытого значения процедур.
«Канонгейт Кильвиннинг» (Саnongate Kilwinning). Я различаю так
называемый ритуал «Канон-гейта Кильвиннинга» и ритуал Раннего Великого
обряда — однако первый, кажется, является поздней версией кодекса
Великого Стана. Здесь кандидату также завязывают глаза, от него не
требуется масонская квалификация, но не присутствует упоминание об
иудеях и защитные завесы Стана. Условие, выполняемое кандидатом,
желающим встать под знамена Храма, — символическое паломничество к
Иерихону и берегам Иордана. Этот ритуал заимствует часть того, что
исполняется английским Великим Приоратом, на котором я подробно не буду
останавливаться. Кандидат здесь на каждом собрании узнает ночной пароль
— в согласии со старым обычаем всех военных лагерей и других
укрепленных сооружений. Данная процедура, несомненно, давно уже вышла
из употребления.
Стан Болдвин. Ритуал Болдвина имеет очень важное значение из-за своей
легенды, однако не так давно, в целях приведения его в большее
соответствие с ритуалом Великого Приората, она претерпела значительную
переработку. И это несмотря на то, что принципиально их ничего не
связывает. Церемония ритуала во многом выигрывает своей живописностью
на фоне тех, что были только что перечислены. Посвящение Богу
прецептория при его открытии добавляет к общей торжественности особый
священный смысл — хотя внимательному наблюдателю обязательно бросится в
глаза общая непоследовательность церемонии, что делает ее несколько
нелепой. В начале процедуры «многочисленное воинство» сарацинов выходит
на битву с рыцарством. Стражник христианского стана «дает сигнал к
спешным приготовлениям», трубит герольд, раздается призыв к оружию.
Одним словом, «сарацины на подходе к нашему Святому Граду». Однако
вместо того, чтобы ответить на брошенный вызов, братство созывается на
«торжественный конклав рыцарей», где со всей пышностью в орден
принимается кандидат. Когда церемония подходит к концу, опасность уже
всеми забыта, и
по указанию Мастера, управляющего действом, собрание в прецептории
прерывается.
Первоначальная процедура. От кандидата требуется определенная масонская
квалификация. Кандидат — бедный паломник, направляющий свои стопы к
Гробнице в Иерусалиме. Он претерпел великие лишения и опасности в
пустыне Иудеи и наконец встретил нескольких рыцарей ордена, в
сопровождении и под охраной которых и достиг Святого Града. Прежде чем
он успевает выразить свое желание быть занесенным в списки рыцарства,
его спрашивают, готов ли он «всецело подчиниться новому закону».
Утвердительный ответ дан, и затем следует новый вопрос, принимал ли он
участие в возведении Второго Храма, который в дальнейшем никак не
проясняет свой смысл, однако, по-видимому, подразумевает как раз
наличие у кандидата масонской квалификации, а кроме этого, намекает на
постоянно встречающееся утверждение о том, что старые тамплиеры
приносили обет отстроить заново Дом Господень в Салиме. Следует еще
один утвердительный ответ. Убедившись, что кандидат «готов ради защиты
христианской веры отдать свою жизнь», братство делает все необходимое
для принятия его в свое «благородное общество», процедура какового
принятия открывается клятвой кандидата служить для Госпиталя св.
Иоанна, только после чего он уже дает обет как Рыцарь Тамплиер. Среди
огромного множества рыцарских степеней масонства этот момент
исключителен, ибо никогда более не говорится о возможном союзе рыцарей
Св. Иоанна Иерусалимского, Палестины, Родоса, Мальты и «Святого Ордена
Храма». Не стоит и говорить, что это идет вразрез со всеми преданиями в
данной области, а также и с историей. Современный, но немасонский Орден
Храма по Хартии Лармениуса вводит по этому поводу специальную оговорку.
Второй пункт. Между первым и вторым принятием кандидат должен
«снарядить караван против неверных», который символически разгружается,
и, после принесения им вторичного обета, он становится стражником
Святилища. Когда процедура, связанная с этой его временной должностью,
закончена, кандидату задается любопытный и на первый взгляд
непоследовательный вопрос, способен ли он простить несправедливость. За
утвердительным ответом следует священнодейственная церемония — в знак
любви и братства. Последним пунктом церемонии является утверждение,
сопровождающееся посвящением в официальные тайны двух родов рыцарства.
Заветы рыцарства. Кандидат наставляется в необходимости следовать
заветам истинной веры, помогать неимущим, больным и беззащитным:
стараться быть похожим на св. Иоанна Богослова, защищать добродетель и
невинность, силой христианства противостоять соблазнам плоти и духа и,
наконец, как того требуют заветы рыцарства, «охранять Храм и Святилище
Господа от иудеев, турок, язычников и других виновников Голгофы » —
повторение обета Великого Стана, уже приводившегося.
Ритуал Великого Приората. Насколько мне известно, ритуал Бол-двина
ограничен Станом Болдвин (сейчас Прецепторием) в Бристоле и
Прецепторием Перси для Рыцарей Тамплиеров в Аделаиде. Ритуал Великого
Стана фактически никогда не находил себе применения, но ритуал
утверждения Рыцаря Тамплиера в послушании Великого Приората Англии и
Уэльса широко распространился во всем англоязычном мире, за исключением
Америки, где он весьма существенно отличается от европейского и в силу
этого вряд ли представляет для нас какой-либо интерес. Ритуал, принятый
Великим Приоратом при его основании, впоследствии перенес несколько
редакций, но среди масонских Тамплиеров ближайшее родство с ним без
сомнений принадлежит ритуалу Волдвина. Думаю, что последний по возрасту
старше, однако, о чем я уже упоминал, его теперь сложно исследовать,
так как он кое-что позаимствовал из первого — возможно, в то время,
когда бристольский Стан перешел в послушание Великого Приората.
Наградные титулы. Ритуал Великого Приората свободен от дефектов и
непоследовательности, свойственной другим мной перечисленным кодексам.
Он в своих рамках вполне гармоничен и прост в своих процедурах. Он,
конечно, не столь ярок, как ритуал Волдви-на, и ему недостает некоторых
откровений из тех, что встречаются в ритуалах Великого Стана. С другой
стороны, его паломничество, сражения и епитимья идеально одухотворены,
далеки, как и должно быть понятие о паломничестве, от изначальной
концепции тамплиерского рыцарства. Он отличается от других ритуалов
своим принципиальным масонским элементом.
Шотландский обряд. Нам следует остановиться также на степени Рыцаря
Повелителя Храма — Двадцать седьмой Шотландского обряда, которую еще
называют Великий Повелитель. Степень претерпела ряд редакций, в том
числе и Альберта Пайка. О ее ранней форме можно узнать в моей работе
«Secret Tradition in Freemasonry» (Тайная традиция во франкмасонстве),
т. 1, с. 384, 385, где я доказываю, что изначально это была
тамплиерская степень. Американская степень Великого Повелителя не
представляет собой совершенно ничего ценного. Пайк заменил историю о
тамплиерах версией о тевтонских рыцарях, что составляет предмет Лекции
степени в его редакции. То, что тевтонских рыцарей также называли
Повелителями Храма, — это, вне всякого сомнения, масонский миф.
Кандидат получает лавровый венок и пальмовую ветвь, украшенную пятью
крестами. Эта так называемая награда представлялась как доказательство
древнего происхождения ордена. Фартук, перчатки и клейнод, которые
кандидат надевал на себя, также называли наградой.
Тамплиерский символизм. Послание св. Бернарда первым тамплиерам им
самим (а может быть, издателем) было названо «Книгой в похвалу новому
воинству». Под последним словом следовало понимать крестоносное
братство, сплоченное в мирное и военное время под знаменем Духовного
Рыцарства, и знаменем этим была Христова Благая Весть. Таким образом,
это было Militia Crucifera Evangelica (Воинство Евангельского
Распятия), и Святой Дом, который был построен в старину по мудрости
Соломона, представлен в речи как внешний символ того внутреннего и
более Святого Дома Благодати, которому Орден был посвящен при самом
основании. Прототип тамплиеров здесь напоминал прототип масонства: его
строительство прежде всего было делом духа, что опровергает мнение тех,
кто говорит о масонском элементе в современном тампли-ерстве как о
чем-то случайном. Как для масонства, так и для тамплиеров этот момент
существен в самом символическом происхождении — согласно авторитету их
первого наставника, присутствовавшего также на Соборе в Труа, где был
составлен первый устав ордена. Может показаться, что прочно установить
такого рода связь — это доказать, что современные тамплиеры — потомки
великого рыцарства. Но на самом деле вопрос в том, действительно ли они
произошли от древних прямым образом, или их организация была построена
в подражание своему прототипу. По последней гипотезе мы такие же чада
св. Бернарда, как и те, кто внимал его рассказу о Святом Граде,
обетовании Сиону и том наследстве для тамплиеров, которое хранится в
сокровищнице небесной.
Дома Храма. Если это и есть истинная подоплека родства, связующего
древние Дома Храма и принципы духовного строительства в масонстве, то
подобное же еди-нокровие объединяет цеховые степени с Военным и
Религиозным Орденом. То, что предлагают кандидату цеховые степени и
Священная Королевская Арка — материал, который может быть использован
им — если только он готов к этому — для высших целей Закона Израилева.
Орден же Храма дает ему возможность понять высшую ценность Закона
Благодати во Христе. Храм — это путь от древнего завета к новому, и
отсюда следует, что масонская квалификация, требуемая от кандидата, —
необходимое воплощение символизма, а не нечто случайное или
произвольное. Те, кто в древние времена нес ответственность за
рукоположение, могли не вполне отдавать себе отчет в том, что они
делают. Если так, их вело само Провидение, направляющее наш путь во
всех мистериях.
Священное слово. Получая одну из цеховых степеней, кандидат узнает, что
с безвременной кончиной Мастера-строителя в Израиле было утеряно нечто
тайное, что называют священным словом, поискам которого посвящает жизнь
каждый, кто решил стать масоном. Тем самым подразумевается, что потеря
может быть возмещена — иначе закрытие Третьей степени выглядело бы
простым притворством, а не указателем внутреннего содержания,
скрывающегося за внешней формой языкового выражения. Следующая стадия —
прохождение кандидата через Королевскую Арку. То, что потеряно, —
обретено вновь, по легенде степени. Найденное слово предстает перед
масоном в своей двойственности: с одной стороны, может показаться, что
поиск завершен, однако другая сторона обретенного слова есть умолчание,
и это заставляет кандидата продолжать поиск. Монотеизм Израиля,
воплощенный в глубоких таинствах языка, становится достоянием
тринитарной доктрины. Продолжая путь, кандидат вступает в масонский
Орден Храма, дабы получить скрытое откровение Нового Имени в
восхитительной символической манере и дабы узнать, что последнее
напутствие масонства в поисках того, что утеряно, и в его
восстановлении в соответствии с учением, открывает, что благодать — во
Христе, что Он есть Тот, Кого должно найти, следуя долгой тропой
масонского таинства, тропой религиозной жизни. Это и есть наследство
для тамплиеров в сокровищнице небес, о котором рассказывал св. Бернард.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4812" > ОРДЕН ХРАМА (ORDER OF THE TEMPLE) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 2.73 секунды