ОПЕРАТИВНОЕ И СПЕКУЛЯТИВНОЕ МАСОНСТВО (OPERATIVE AND SPECULATIVE MASONRY)
Интерес к оперативному масонству и его письменным материалам, имеющим,
правда, большое историческое значение, изначально был и по сей день
пробуждаем ложным представлением о целях и символизме масонства
спекулятивного. Интерес этот, к тому же не безрезультатный, был и
остается делом вполне естественным, но при этом он почти всегда
приводит к путанице понятий. Единственным связующим звеном между этими
двумя науками, выступает тот факт, что одна из них имеет целью,
опираясь на материальные достижения другой, создать своего рода систему
внешних моральных норм и — в более глубоком смысле — построить здание
духовное. К этим истинным целям ведет многое, и кое-что — в том числе и
в границах оперативного масонства. В тот период времени, когда
символизм в самом пшроком смысле был частью человеческой жизни, в
чем-то уподобляя ее религии — я говорю о средних веках, — обязанности
ученика по отношению к мастеру и мастера к обучающемуся были в чем-то
схожи с отношением между Творцом и творением, о чем упоминается и в
старых оперативных документах. Это был некий зачаток, возможности
развития которого в принципе бесконечны. Положение лож и Цеха в целом
под патронажем известных персон, а впоследствии и обычай принятия в
ложи людей влиятельных предлагали совсем иные возможности. Несмотря на
это, однако, черты символизма, в каком-то смысле внутренне присущие
оперативному масонству, не смогли естественным путем привести к
развитию спекулятивного искусства и спекулятивного Цеха, хотя,
несомненно, сделали возможным его существование и частично подготовили
почву для предстоящего великого эксперимента.
Нравоучительная аллегория. На первый взгляд три степени цехового
масонства несут на себе следы чисто условного, произвольного и
неоправданного превращения оперативных символов и процедуры в новую
символическую систему. Сказать по правде, такое изменение скорее было
похоже на искажение, при полном отсутствии умения и, в конечном счете,
неубедительности результата. Доказать это напрямую трудно, но, с другой
стороны, пусть любой из масонов серьезно задумается о масштабе,
председательском молотке и резце в свете масонской иносказательности и
решит для себя, можно ли относиться к ним серьезно, могут ли в голове
разумного существа сформироваться убеждения на основе подобного рода
метафор и имеет ли это мнимое изобретение хоть какое-то отношение к
искусству. Даже если спекулятивная система и произошла от оперативной
путем ее естественного развития, результаты этого события нельзя
назвать положительными. И есть все причины предполагать, что Третья
степень была добавлена к Первой и Второй в более поздний период
времени, несмотря на то что все три степени, после проведения множества
корректив, относящихся, конечно, к времени еще более позднему,
составили вместе вполне гармоническое единство. Отсюда следует, что
кроме вопроса фактического, есть еще вопрос и принципиальный. Можно,
конечно, представить себе, что мастерская степень символического
строительства присутствовала и в рабочей строительной гильдии, но:
во-первых, именно та ее разновидность, которую знаем мы, была бы
абсурдна в ее рамках, а во-вторых, все-таки нет ни малейшего
свидетельства, что она действительно существовала в оперативные
времена.
Письменные источники оперативной гильдии. Если утверждение, что цели
таинств могут быть, по мнению их хранителей, определенным образом
достигнуты через приспособление для этого церемониалов и устройства
профессиональных гильдий, и звучит убедительно, то никоим образом не
может быть убедительным следующее: что сами по себе профессиональные
гильдии, с их внешней и внутренней историей, с их архивами, могут
представлять какой-то интерес с точки зрения таинств — разве что лишь
чисто исторический. Отсюда следует, что во внешних отчетах
«практического» масонского братства вплоть до упомянутого его плавного
перетекания в спекулятивное нас мало что может заинтересовать: они
абсолютно прозрачны и не несут собой ничего, кроме оперативной
информации. То, что некоторые шотландские ложи — Эдинбургская, Глазго,
Кильвиннингская, «Скун и Перт» — владеют весьма ранними документами,
интересно и даже важно для соответствующей этому области знания, но это
никак не помогает нам пролить свет на проблему масонства как системы
посвящения, суммирующей опыт мистерий ушедших веков. И, кроме того,
сами по себе ценные и широко известные хроники не могут помочь нам в
полной мере прояснить даже историческую сторону вопроса — так что ни в
том, ни в другом случае ничто из того, что осталось от действительных
каменщиков, не поможет нам в нашем истинном поиске. История самих лож,
членские списки — все это, в каком-то смысле, помогает делу, но
помогает не существенно. Кроме всего прочего есть еще старые
Предписания, то, что сохранилось от старых конституций и Вех. Они
обладают непреходящей ценностью как живые свидетельства оперативных
законов, как документы, дающие понятия о требованиях, предъявляемых
членам, и главных идеалах цеховых обществ. Они, однако, подробно
рассмотрены в другой части данной работы.
Степень Мастера. «Часовня Марии» и другие древние ложи, являющиеся
сейчас почтенными домами спекулятивного масонства, владеют материалами,
из которых до определенной степени явствует, что непосредственными
предшественниками нашего символического искусства были строительные
гильдии. Но если даже было бы скорее достоверно, чем вероятно, что они
были такими предшественниками, я склонен выказать свою уверенность в
невозможности опереться на них при рассмотрении вопроса о происхождении
Третьей степени цехового масонства, как и Тридцатой степени Древнего и
Принятого обряда или Розового Креста Хередома, — я специально привожу
совершенно разные ритуалы. Ведь никто не говорит, что одна из степеней
Ка-дош или сходные с ней по содержанию степени других выдающихся
орденов, естественным образом развилась из оперативного масонства. Это,
по моему мнению, относится и к степени Мастера. Отсюда следует, что
старое таинство Цеха трансформировалось в новое или же что некий
глубинный элемент тайной жизни был привнесен в него совершенно извне —
в результате чего спекулятивное масонство, каким мы его знаем,
приобрело такие ярко выраженные черты и особенности, которые даже
бездумных исследователей прошлого заставляли увидеть сквозь их мутные
очки, хотя бы отчасти, что оно в действительности из себя представляет.
Именно поэтому они среди своих пустых пересудов смогли, не сознавая
этого сами, дать нам в своих книгах возможный Ключ к Святилищу.
Мистификация. Таким образом несметные числом мистификации, бывшие в
прошлом вроде разменной монеты (хотя монеты, ввиду их — если понимать
их в буквальном смысле — крайней абсурдности, весьма дешевого металла),
сами не будучи к тому предназначены, сослужили нам добрую службу,
обратив наше внимание к той тайной традиции, которую мы сейчас способны
осмыслить и понять более разумным путем. Думаю, с лучшим багажом знаний
и более широкими возможностями эти древние масонские мечтатели смогли
бы наконец в сердце своем уразуметь истинную природу предмета, которому
посвятили столько внимания, если бы, конечно, смогли глубже заглянуть в
свои сердца.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4806" > ОПЕРАТИВНОЕ И СПЕКУЛЯТИВНОЕ МАСОНСТВО (OPERATIVE AND SPECULATIVE MASONRY) </a>
|
|