ОБРЯДЫ КАБИРОВ (KABIRIC RITES)
Подобно тому, как мир существовал до потопа, до современных нам школ
имело место огромное разнообразие различных обрядов посвящения. Оно
разворачивается перед нами во многих аспектах и обличьях, но их общим
звеном всегда остается связь с символизмом мистической смерти. В
самофракийских обрядах кабиров кандидат попадал в присутствие богов, и
боги убивали его. Очевидно, такого рода мистериального действа
стремился бы избежать даже самый рьяный энтузиаст, как в то время, так
и в наше. Но в свете всего того, что нам вообще известно об обрядах
посвящения, нам следует истолковать этот эпизод в чисто символическом
ключе — испытуемый проходил через опыт символической смерти, и за ней
следовало воскресение. Помимо этих соображений, мы знаем, что в
пантеоне кабиров, если такая терминология позволительна, был миф, в
котором смерть настигала одного из богов. В данном случае обряды
кабиров идентичны другим мистериями, в особенности мистериям Осириса,
Цереры, Вакха, Адониса и Реи. Всегда, как говорит Фабер и как мы имели
возможность убедиться, «некий античный персонаж сперва оплакивали как
покойника или как попавшего в преисподнюю», после чего его или ее
«предполагаемое возвращение к жизни праздновалось самым неистовым
выражением радости». Мы знаем о ритуале, который называли «смерть
каби-ра», порядок проведения которого в точности совпадает с описанным
выше, то есть сначала в скорби, затем в радости. Он проходил в
ознаменование мистической смерти и возрождения Касмиллоса, младшего из
кабиров. Мне не удалось выяснить, на чьем свидетельстве основано мнение
о том, что кандидат этих мистерий играл роль Касмиллоса, то есть, что
во время посвящения он принимал смерть от богов — от совершавших обряд
жрецов — и после возвращался к жизни. Тем не менее об этом упоминает не
один автор, кроме того, я знаю, что «кандидат Касмил-лос» фигурирует в
одном современном немасонском обряде. Поскольку совершенно ясно, что
жрецы во время обряда носили имена богов — Аксиерос, Аксиокерсос и
Аксиокерса, то кажется возможным, что те, кого они посвящали в
мистерии, занимали положенное им место в общей иерархии и принимали имя
младшего в пантеоне, который — по свидетельству Мна-сея — был слугой
старшим. Нельзя, однако, забывать, что мы здесь руководствуемся лишь
предположениями и догадками.
Происхождение и древность. Культ кабиров — предположительно,
самофракийского происхождения, откуда он распространился в несколько
областей. Это самое древнее мистериальное богослужение, если не считать
египетских культов, и, без сомнения, наиболее неясное по смыслу.
Аксиерос и Аксиокерсос были соответственно богом-мужчиной и
богом-женщиной, или Небом и Землей. Они произвели на свет божество по
имени Аксиокерса. Причины, по которым к этой триаде был добавлен
Касмиллос, неясны, но очевидно, он не принадлежал к числу их прямых
потомков. Имена эти взяты из схолий к Аполлонию, однако не совсем ясно,
каков был их порядок. Для меня это не столь важно, так как предмет
моего исследования — ритуалы посвящения вообще, а не мифология как
таковая и не публичные богослужения, практиковавшиеся в Са-мофракии.
Тот, кому это интересно, несмотря на то что, как говорит нам барон де
Сен-Круа, в древности нет ничего, кроме путаницы, может начать с
отступлений Страбона в десятой книге его «Географии», откуда ему станет
понятно, как сюжеты мифологии кабиров и их культ связаны с культом
дактилей и куретов, корибан-тов и тельхинов.
Слава обрядов. Из Диодора и других классических авторов известно, что
жрецы культа кабиров не препятствовали проникновению в их храм
чужеземцев и принимали к посвящению как самофракийцев, так и остальных.
Полученный опыт должен был, как мы знаем из «Аргонавтики» Аполлония,
уменьшить для них риск морских путешествий. Валерий Флакк пишет, что
первосвященник сам приглашал в храм прибывших на кораблях чужестранцев,
для чего выходил на побережье и лично отводил их в святилище. Таким
образом, эти земли, с прибытием все новых и новых паломников,
становились все богаче. Однако Само-фракия владела секретами и других
талисманов, кроме тех, что спасали от кораблекрушения. Ритуалы очищали
прибывавших от пороков и даровали отпущение грехов, хотя кандидату
могли и отказать в посвящении в том случае, если он совершил убийство
или позволил себе святотатственные действия в самой Самофракии.
Подобные правила существовали и в Элевсине. В Самофракии, равно как и в
Элевсине, популярность кабирских мистерий привела к тому, что
посвящение стали проходить дети, и даже умирающий в последние минуты
своей земной жизни мог получить искупление — об этом сообщает автор
схолий к Феокриту (Идиллия II) — пройти очищение и быть подготовленным
обрядом святилища к бессмертному блаженству, обещаемому мистериями
своим адептам. Мудрецы (Пифагор) и цари (Филипп Македонский), как
говорят, искали посвящения в Самофракии.
Действо обрядов. Что касается церемониала, комментаторы Гомера
сообщают, что кандидатам надевали на голову венки из ветвей оливы и
повязывали пурпурные пояса, после чего, как пишет Аполлоний, ночью, в
полной темноте, среди деревьев и ручьев, они должны были отыскать храм.
Ритуал, свидетелями которого они являлись, был по природе фаллическим,
и его традиционной фабулой служило убийство Касмиллоса его братьями,
вместе с остальными богами, бежавшими после совершения убийства и
унесшими с собой в корзине его гениталии. Об этом нам повествует
Геродот (книга II), у которого также сообщается, что тело убитого было
переправлено в Азию и похоронено у подножия Олимпа. До нас не дошли
обстоятельства его воскресения, которое, возможно, появилось лишь в
позднейших пересказах, заимствовавших эту развязку из мистерий Осириса,
Якхоса и Адониса, — однако сами эти аналогии весьма убедительны, и у
меня не возникает никаких сомнений, что те, кто оплакивал Касмиллоса по
его смерти, радовались впоследствии вместе, с ним по его воскресении.
Геродот рассказывает, что посвящаемые предварительно получали
необходимые знания о различных исторических традициях расы пеласгов. Он
же сообщает, что ритуал заканчивался возведением кандидатов на престол.
Из Самофракии кабирские мистерии попали на Лемнос, Крит, во Фригию и
Рим. Страбон свидетельствует, что эти мистерии сохранились вплоть до
начала христианской эры.
Источники. Если не брать в расчет классических авторов, читатель может
почерпнуть необходимые сведения из хаотической диссертации о мистериях
кабиров преп. Дж. С. Фабера (Faber G. S. Dissertation on the Mysteries
of the Kabiri. 2 vols.). Смотри также: Bryant. Ancient Mythology;
Cud-worth. Intellectual System; Gebelin Court de. Le Monde Primitif;
Hig-gins. Anacalypsis. Самая лучшая и в наиболее сжатом изложении
информация может быть найдена в работе Сен-Круа издания 1784 года —
раздел II, с. 25 и след. В заключение скажу, что нет ни малейшего
основания предполагать, принимая во внимание материал, имеющийся у нас,
что кандидаты были кем-то большим, чем просто зрителями драматического
представления, получавшими соответствующие наставления. Но идея, по
которой они исполняли роль Касмиллоса, страдали и воскресали вместе с
ним, хотя и чрезвычайно трогательна, лишена каких бы то ни было
доказательств в свою поддержку, как, к примеру, сообщение о возведении
кандидатов на престол. Трудно поверить, что таинство, столь повсеместно
прославленное, не несло какого-то серьезного послания тем, кто проходил
обряд посвящения в него, однако и это не больше чем правдоподобная
рабочая гипотеза. Я вполне уверен, что смерть и воскресение богов
формируют символический организм, обеспечивающий основание для
определенного нравоучения, и чтобы понять этот нравственный урок, мы с
полным правом можем обратиться к платонизму как к единственному верному
свидетельству: хотя это было совершенно особое, личное понимание
великой теософской школы, было бы вполне разумным предположить, что оно
в некотором отношении было укоренено и в самих мистериях.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4800" > ОБРЯДЫ КАБИРОВ (KABIRIC RITES) </a>
|
|