ОБРЯДЫ И ИХ СМЫСЛ (RITES AND THEIR MESSAGE)
Каждый имеющий воображение человек и каждый желающий духовного
просветления в какой-то момент жизни ощущал божественную страсть к
обрядам. Его мог привлечь сложный церемониал той или иной христианской
церкви или же тайных обществ, которые, среди странных торжеств и
древней символики, от века в век почти в каждой стране продолжают
традицию посвящения. Иногда обряды теряют свой глубокий смысл; иногда
лишь сравнительно небольшой смысл придается красочным церемониалам;
иногда можно лишь с трудом различить, что означает данный великий знак.
Но даже внешняя процедура может привлечь страстного человека, несмотря
на пустоту внутри нее, о которой он догадывался. Тем не менее
существуют некоторые ордена, в которых символическая процедура
сочетается с великими целями. Возможно, трудно ими проникнуться, иногда
даже трудно о них услышать; и, необходимо отметить, кое-кто может
проникнуться ими, не вникая в их смысл. Мы должны взять в таинстве
посвящения почти все, что мы желаем от посвящения, в том смысле, что,
по крайней мере, это должно хотя бы быть скрыто внутри нас. Большинство
тайных обществ, наподобие церквей, по разным причинам находятся в
состоянии не то чтобы упадка, но чего-то такого — в мире в целом, — что
весьма с ним схоже. Несмотря на это, подготовительный неофит может
найти то, что хочет, в одном из них, как и любой благочестивый человек
может получить истинное наставление и причащение к сверхъестественной
благодати в другом. Безусловно, в крайнем положении внешний знак такой
благодати всегда и неизбежно неполон; также он способен потускнеть от
частого употребления; но это совершенно свойственно всему, что
принадлежит этому миру. Конечно, редко встретишь масона Rose-Croix,
служащего двадцать или тридцать лет при исполнении обряда Совершенства
с тем же чувством священного рвения и бодрости духа, которые он
испытывал в начале служения по своей потребности и природе.
Священнодейственное служение. Многие века великие мужи и учителя Церкви
Мистической внушали своим ученикам учение о неполноценности видимых
вещей; но в то же время признавали и настаивали, как ни одна другая
мыслительная школа, на священнодейственной важности всего того, что нас
окружает снаружи. Церковь Мистическая собрана из многочисленных
собратств, каждому из которых свойственно некое характерное сплетение
символизма, в котором их определенное наставление приняло внешнюю
форму. Таким образом, у нас есть символизм доктрины как таковой,
который всегда передается — так, как он только и может передаваться, —
путем экономии смысла или приближенного смысла: знак дается разуму как
замещающий нечто обозначенное, но в то же время в аналогическом к этому
обозначенному отношении. Далее перед нами предстает символизм тех
литературных форм, которые принимают вид мистической мысли, и в школах
христианского мистицизма некоторые из них были возведены в необычайную
степень, как, например, символизм духовного бракосочетания или Жизни
Христовой в душе. Здесь мы можем видеть, как в выработанном символе уже
внутренне заключены обряд и церемония, и в то же время существуют иные
прикрытия и украшения, которые могут открыться читателю, занимающемуся
этой темой.
Вид священнодействий. Правда в том, что идеи абсолютного порядка
выражаются лишь представлением, которое является под видом символов и
священнодействий. В душе каждого истинного человека есть, несомненно,
желание миновать это служение лишь явленному представлению и получить
непосредственный опыт. Именно в этом смысле такой человек и его лучшие
выразители, мистики, осознают неполноту тех внешних проявлений —
например церкви и мира, — посредством которых он посвящается и
совершенствуется до того момента в жизни, когда произойдет переход
человека от символической смерти его материального начала и когда
произойдет его восхождение от Малых к Большим таинствам Несказанной
Степени. Однако примеры великих бессмертных учителей от этого не
становятся непогрешимыми в чужих глазах, и их учения довольно часто
рассматриваются как недейственные — в силу заблуждения, к которому
склонно человечество в целом по отношению к видимым предметам
— потому что человечество, нуждаясь в любых четких ориентирах,
принимает указание этих учителей слишком неразборчиво.
Чувство символа. Пробуждение интереса к символу есть первое пробуждение
от состояния зараженности, и тот первоначальный дар, которым оно
наделяет все внешние вещи, имеет огромное значение, а за ним — почти
бесконечное разнообразие, неизмеримая глубина и богатство.
Символическое во внешних вещах становится для поэта источником
вдохновения, для провидца — источником пророчества, для мистика —
шифром соответствия, посредством которого он сковывает мощные цепи,
связывающие весь мир воедино. Следовательно, нет основания утверждать
незначительность видимых предметов в том, что касается их символизма;
но непроницательный и простоватый рассудок не в состоянии различить
истинное служение из-за собственного внутреннего хаоса, в то время как
есть стадия (это уже упоминалось), на которой обученный и посвященный
разум не может более находиться и соответствовать закону символического
представления: это для него отныне прикрытие реальности. Есть ли на
этой земле место исполнения желания, ответить могут лишь мистики, и
обсуждение этого вопроса выходит за рамки нашего рассмотрения
сакраментализма определенных конкретных таинств. Тот факт, что поиски
ответа в основном не ограничиваются одним направлением — там, где его
возможно найти, — может говорить о преимуществе в человеке скорбного
начала — отсутствии той страсти души, которая в итоге находит
пристанище в сферах высших, устремляясь за Бесконечностью, ускользающей
от нас.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4797" > ОБРЯДЫ И ИХ СМЫСЛ (RITES AND THEIR MESSAGE) </a>
|
|