ОБРЯД СТРОГОГО ПОСЛУШАНИЯ (RITE OF THE STRICT OBSERVANCE)
Франкмасонство в том виде, в каком его понимают в Цехе и в связанных с
ним объединениях, например в Королевской Арке и степени Марк, это
демократический институт, и правители в нем избираются. Орден Храма и
некоторые другие системы масонского рыцарства, также избирают
руководителей. Нет необходимости говорить, что это является положением
конституции от начала истории Великой Ложи. Что касается Цеха и других
к нему примыкающих степеней, которые считаются таковыми разными
великими послушаниями, то это правило было также установлено в
некоторых странах на континенте. Франция является типичным примером.
Тем не менее Франция была и главной ареной деятельности и развития
движения высшей степени, и среди систем, которые появились таким
образом после 1740 года, многие не принимали ничьей юрисдикции, а
некоторые выдвигали необоснованные претензии на свое старшинство по
отношению к остальным и даже на управление целым масонским Орденом.
Тогда как принципы равенства и братства были привлекательными
новшествами для французских аристократов, предполагалось, что степени
Рыцарства либо появились благодаря, либо, по крайней мере, попали в
зависимость от желания части аристократии иметь нечто особенное для
себя или нечто столь же привилегированное, как и их собственное
положение. В этом представлении, может быть, и есть доля истины, но в
то время действовало столь огромное количество мотивов, с которыми мы
не можем не считаться, что у нас нет оснований считать именно этот
основным.
Суверенные юрисдикции. Тогда появились люди, утверждавшие, что они
владеют особым знанием — в основном оккультного свойства, — а поэтому и
особым авторитетом, и именно такие личности породили на свет все, что
так или иначе было связано с Братством Розового Креста. Были и те, кто
притязал на особое откровение, и к ним необходимо, я думаю, отнести
Мартинеса Паскаллиса и его обряд Избранного Священства. Более того,
были и такие, кто выдвигал, как я говорил, в той или иной форме
претензию на верховную, или суверенную юрисдикцию. Как присвоивший себе
титул Генерал-Инспектора, Паскаллис не может быть свободен от
подозрения в подобных претензиях, но по большей части он, конечно,
занимался делами другого порядка. Он искал своего рода
первосвященническо-го верховенства в небесах, так как, в первую
очередь, верил, что находится в контакте с высшими источниками знания,
относящимися к миру духовному. В то же время Императоры Востока и
Запада, называвшие себя Суверенными Принцами среди масонов,
Генерал-Заместителями Королевской Арки, Великими Смотрителями
Суверенной Ложи, гипотетически располагавшейся в Иерусалиме, в первую
очередь были движимы амбициями материальными, и если бы не огромное
количество им подобных, вполне могли бы преуспеть в реализации своих
устремлений.
Й. Г. фон Хунд (J. G. von Hund). Среди всех обрядов был один, который
более десятилетия, казалось, пребывал в состоянии, после которого
должен был наступить полный и беспрецедентный триумф, и это был
знаменитый обряд Строгого Послушания, основанный в Германии Иоганном
Готлибом фон Хундом около 1754 года. Он заявлял, что его познания и
властные полномочия основаны на авторитете неких Высших Неизвестных,
которым должно было поклоняться — и это в огромной степени определило
успех системы. Сам Хунд говорил, что за двенадцать лет до этого он был
посвящен в масонский Орден Храма и был уполномочен распространять его.
В целом возможно, что в этом утверждении есть часть правды, но шанс
существования тамплиерских степеней в 1742 году очень умозрителен, и
ему, кажется, нет доказательств, кроме преданий самих степеней и кроме
общей и главной претензии, что рыцари тамплиеры продолжали
конспиративно существовать после запрещения их ордена во времена
Филиппа Красивого.
Кавалер Рамзей (Chevallier Ramsey). Из того, что кавалер Рамзей
произнес свою знаменитую речь в Grande Loge Provinciale D'Angle-terre
(Великой Провинциальной Английской Ложе) — между 1736 и 1738 годами, не
следует, что в то время действовали степени рыцарства. Возможностью, о
которой я упоминал и посредством которой репутация барона фон Хун-да в
связи с данным
вопросом могла бы быть спасена хоть частично, является факт возможности
существования масонского Там-плиерского ордена в зародыше — в тот
период многое появлялось под знаком масонства — и того, что он
действительно мог пройти некую процедуру приема, которая, правда, не
была никаким ритуалом. Старый миф о том, что он был принят в
Клермонтский Капитул, не имеет под собой основания по той простой
причине, что в это время он еще не был учрежден, как, впрочем, не был
он учрежден и ни в один из последующих двенадцати лет.
Рыцарь Красного Пера (Knight of the Red Feather). Что бы там ни
произошло, все это было в Париже, и в присутствии некоего Рыцаря
Красного Пера, чья личность не была раскрыта, но по мнению барона фон
Хунда, это был молодой наследник, Карл Эдуард Стюарт. Именно поэтому
считается, что обряд Строгого Послушания появился и развивался в
интересах якобитов, но ничто не говорит нам об этом в его последующей
истории. Лично я склоняюсь к мнению, что фон Хунд фактически или сам
ошибался, или был намеренно обманут: в его понимании этот факт не
означал никаких политических последствий. Что касается его самого, то
очевидно, что его якобитские интересы никак не затрагивали. Его история
в целом вполне заурядна, и если это был действительно начальный пункт
его карьеры, то мы можем понять, как все разворачивалось в течение
двенадцати лет, прошедших между его принятием и началом его собственной
деятельности.
Высшие Неизвестные (The Unknown Superiors). Он ожидал дальнейших
наставлений от тех, кто по гипотезе уполномочил его распространять
обряд, но их не было, и он в конце концов начал действовать
самостоятельно. В его случае Высшие Неизвестные оказались странными и
безответственными людьми, которые посвятили его в рыцарскую степень и
затем скрылись, имея, видимо, дела поважнее, если предположить, что они
действительно были якобитами. Им следовало без вопросов подчиняться во
всех делах, по той самой 'действенной причине, что фон Хунд не смог бы
апеллировать к ним: тем временем он действовал как их глашатай с того
момента, как основал от собственного имени Строгое Послушание в
Германии. Эта система была его собственным детищем, включая ритуалы,
содействие в авторстве которых он также мог получить от простых
германских масонов.
Германские тамплиерские провинции. Самое большое, что он позаимствовал
от своих предшественников, если что-то и заимствовал, был список
германских тамплиерских провинций и Гроссмейстеров. Свидетельства факта
их прямого унаследования и передачи отсутствуют, однако документ,
соответствующий второму из упомянутых, находится, я думаю, под охраной
Великого Приората Гельвеции. Из ритуалов становится понятно, что
Мастером, сменившим Жака де Моле, был Пьер д'Омон, тамплиер-приор
Овернский, и что он возглавил запрещенный орден в Шотландии. Это —
основная легенда обряда, и я думаю, самая ранняя четкая формулировка
гипотезы о том, что тамплиерское рыцарство, после формального
запрещения, был тайно увековечено под эгидой старого масонства. Если
фон Хунд действительно получил, а не подделал список Гроссмейстеров, то
этот последний вышел из-под пера авторов, принадлежащих к какой-нибудь
французской высшей степени, которая до того издала рыцарские материалы
речи Рамзея или же сама придумала этот эпохальный документ.
Мифическое основание. Из этой пробной рабочей гипотезы следовало бы,
что обряд Строгого Послушания, конечно, имеет мифическое основание,
однако в этой своей главной характеристике он не отличается от
спекулятивного масонства в целом и во всех своих проявлениях. Обряд
весьма преуспел почти сразу после своего основания в 1754 году. Были
времена, когда казалось, что он возобладал надо всем. Он
распространился из Германии во Францию и быстро — в Италии; он был
учрежден в Швейцарии и даже проник в Россию. Этому может быть два
объяснения: (а) обаяние тамплиерской гипотезы, (Ь) таинственность
Высших Неизвестных, которые якобы им управляют. В тот период вопрос о
происхождении масонства был туманен, что касалось Европы: можно было
выдвигать любые претензии и наиболее сенсационные были наиболее
успешными.
Гибель обряда. Однако скалой, которая в итоге пустила корабль обряда
на дно, были именно Высшие Неизвестные, по той причине, что не было ни
малейших свидетельств, касающихся тех, кому обряд был обязан своим
возникновением и существованием. Их представитель не мог назвать того,
кто стоит за ним и чьи следы можно было бы хоть как-то обнаружить. В
Альтенбурге был созван масонский съезд, на котором барон фон Хунд
рассказал свою историю посвящения и назначения, но порукой тому привел
лишь свою рыцарскую честь. Шли годы и настал 1776 год, год кончины
родоначальника Строгого Послушания. Еще раньше гонения с его стороны на
постоянные попытки доискаться основы его претензий стали причиной его
отставки. Другой масонский съезд, на этот раз проведенный в Брауншвейге
в 1775 году, привел к дальнейшим осложнениям, от которых обряд ничто не
могло спасти, и положение еще более осложнялось притязаниями нового
влиятельного соперника фон Хунда по имени Штарк (Starck), который
заявлял о своей более тесной связи с Высшими Неизвестными, чем у
первого.
Смерть фон Хунда. Материалы, оставленные после себя покойным главой, не
содержали ничего действительно важного, но подтверждали факт его
принятия в какую-то ложу в Париже, при каковом принятии
председательствовал принц крови. Можно было бы предположить, что дни
обряда сочтены, но он уже глубоко пустил свои корни. Главная ложа
Филалетов приняла систему со всем энтузиазмом. Также она была принята в
Лионе, важном масонском центре, где ученик Мартинеса Пас-каллиса был
Провинциальным Великим Приором Оверна. Паскал-лис к тому времени уже
почил, и его Избранное Священство попало под сильнейшее влияние
германской системы, что, казалось, заменило ею собственную. Я
исследовал все доступные материалы по этому вопросу и пришел к выводу,
что все закончилось соединением мартинистского учения со Строгим
Послушанием, в которой уже отсутствовала тамплиерская претензия, и
деятельность была направлена на цели исключительно духовные. В Лионе
был созван съезд, и это преобразование было одобрено.
Преобразование обряда. В результате появились: (а) две степени Св.
Андрея, особенно важные с символической точки зрения, (Ь) две степени
рыцарства, а именно ■— Новиций и Рыцарь Святого Града, (с) две скрытые
степени, включавшие внутреннюю историю масонства. В Строгом Послушании
были: (а) Голубое масонство, то есть цеховые степени, (Ь) Шотландский
Мастер, (с) Новиций, (d) Рыцарь Тамплиер, говорят, был разделен,
возможно уже позже, на четыре класса, секции или подстепени. Однако те
ритуалы, с которыми я знаком, это предположение опровергают. Именно на
съезде в Виль-гельмсбаде, как полагают, было учреждено Рыцарство
Святого Града, однако, кажется, на нем было лишь ратифицировано то, что
было разработано ранее в Лионе.
Рыцари Добродетельные (Knights Beneficient). Потом произошла
Французская революция, которая, как часто говорят, поглотила Строгое
Послушание. Мы, правда, знаем о том, что он объявился позже, причем
новым его руководителем был принц Камбасересский, французский
Гроссмейстер во времена Наполеона I. Но это было лишь на короткий
период и историю обряда следует все же отличать от истории Рыцарей
Добродетельных, мигрировавших в трудные времена в Швейцарию. Считается,
что подлинный обряд полностью погиб, однако этого нельзя сказать о его
системе, которая возродилась в Лионе и действует до сих пор под
покровительством Великого Приората Гельвеции.
Историческое положение. В заключение хочу сказать, что историческая
роль Строгого Послушания не такая сложная, нежели может показаться на
первый взгляд. Утверждается, что барон фон Хунд на смертном одре
заявил, что все сказанное им в Альтенбурге правда, и если мы принимаем
эту историю со всеми оговорками, могущими быть отнесенными на счет
искренних заблуждений автора, то должны признать, что за ним стояли
определенные Высшие Неизвестные, но он был оставлен ими и продолжал
действовать по собственной инициативе. В таком случае в основании его
системы был действительный факт, и на нем было надстроено фон Хундом
огромное здание. Но следует заметить, что степени этого обряда мало
обращались к истории
в плане разработки предания, и также нельзя отрицать, что обряд все же
содержал ложные претензии:
(a) относительно существования и преемственности тамплиерского ордена
после его запрещения, относительно своего старшинства над всем
остальным масонством, при этом многие, кто не привержен ни к одной из
них, сказали бы, что при весьма похожих обстоятельствах появилось на
свет и цеховое масонство — из глубины неизвестности — что и привело
впоследствии к официальному основанию первой Великой Ложи в 1717 году.
Тамплиерские Гроссмейстеры. Список тамплиерских Гроссмейстеров, который
никто в Англии не видел, ничем не хуже списка масонских Гроссмейстеров
Джеймса Андерсона; общая тамплиерская претензия Строгого Послушания —
правдоподобная романтическая история, если поставить ее рядом с той
несказанной ложью, которую в Англии в XVIII веке называли истинной
историей Цеха, не говоря уже о поддельных документах, как, например,ы
хартии Кельна и иже с ней. Верно, что обман с одной стороны не извиняет
его с другой, но те масонские писатели, которые обвиняли Строгое
Послушание во всех грехах, должны помнить, что с самого его
символического начала, во всех его обрядах и системах современное
масонство укоренено в исторической лжи.
Тайная традиция (The Secret Tradition). Тем не менее в цеховой истории
есть элементы, которые вполне можно считать не сухими фактами истории,
но способом предания, которым предполагалось передать и продолжить
тайную традицию, и предания эти очень древние. Енох, Моисей, Соломон и
Зо-ровавель, князь народа, являются вехами этой традиции, и когда речь
идет об одухотворенном Храме Соломона, я понимаю его лишь как Дом
Доктрины, о котором свидетельствует вся теософская литература позднего
Израиля. Масонские легенды о Священном Храме, сконцентрированные в
Королевской Арке, говорят о возрождении этой доктрины. Также и
представление о тайном существовании тамплиеров под эгидой масонства,
кажется, воплощает идею, которой уже семь столетий, о том, что
величайшие из христианских рыцарей привнесли с Востока на Запад
некоторые элементы тайной доктрины, с которой не могли смириться
духовные правители христианского Израиля в Риме и Авиньоне, так как она
угрожала их собственной позиции, по крайней мере они так считали.
Тайная доктрина, исключительная по своей значимости, существует; это
доктрина опыта; и каким бы образом масонство в любом из своих обрядов и
почти во всех своих аспектах ни наткнулось на свидетельства этой
доктрины, факт остается фактом, что в масонстве и только в нем
поддерживается живой интерес к этой идее и желание найти ей нишу среди
нынешних религиозных явлений.
Клерикальные рыцари тамплиеры (Clerical Knights Templar). Я уже
упоминал два раза Иоганна Августа фон Штарка. Он родился в Шверине в
1741 году и умер, как я думаю, в Дармштадте в 1816 году. Что касается
его личной и профессиональной жизни, то: (1) он окончил университет
Гет-тингена, (2) отправился в Санкт-Петербург и преподавал в школе,
(3)стал руководителем школ в Висмаре в 1767 году, (4) был приглашен на
кафедру теологии и на пост судьи-священника в Кенигсберге в 1770 году,
что означает, что ранее он должно быть вступил в лютеранское
духовенство, (5) стал главным проповедником в суде Дармштадта в 1781
году и находился на этом посту до своей смерти. Эти сведения приведены,
чтобы показать, что он был человеком, занимавшим довольно влиятельное
положение в обществе. Что же до его масонской карьеры, то: (1) говорят,
что он стал масоном во французской Войсковой ложе в 1761 году, (2)
присоединился к Строгому Послушанию около 1764 года и (3) стал
основателем Ложи Трех Львов в Висмаре в 1767 году. К его достижениям
вскоре прибавилось основание одной Scots ложи, а позднее Штарк добавил
к ним совершенно новую масонскую организацию, названную Клерикальным
Капитулом. Это было началом его личного заговора против Строгого
Послушания. Он особо утверждал: (1) что изначально рыцари тамплиеры
делились на два класса — военный и священнический, (2) что клерикальная
ветвь обладала внутренним знанием, принадлежащим ордену, (3) что она
сохранилась в тайне от
всех, (4) что Штарк является ее современным представителем, (5) что она
выше светской ветви и (6) что если ее признает барон фон Хунд, то ему и
его обряду может быть открыто тайное знание. Эти претензии и основанные
на них попытки учредить новую институцию от начала до конца лживы, и их
мотив надо искать в голословном утверждении о клерикальном господстве.
Очевидно, что амбицией Штарка было завладеть обрядом. Так как я не
привожу полностью историю Строгого Послушания, могу лишь сказать, что
такой заговор был, правда закончился он ничем. Фон Хунд был внимателен
к Штарку, думая, что в конце концов его собственные притязания будут
подтверждены последним; съезд в Кохлове в 1772 году вступил в конкордат
с так называемой Клерикальной Ветвью, и она же принимала участие в
съезде 1775 года в Брауншвейге; но ни одно из его положений не было
выполнено по очевидным причинам, и после смерти Хунда на другом съезде
ордена в 1778 году в Вольфенбютеле соглашение утратило силу. Хотя,
кажется, Клерикальный Капитул Рыцарей Тамплиеров существовал в
Дармштадте еще в .1792 году, больше о нем ничего не известно. Говорят,
что Штарк разработал несколько надцеховых степеней, но ни один
опубликованный их список доверия у меня не вызывает. Позднее его
обвиняли в тайных связях с парижской католической партией, во введении
католических элементов в свою Тамплиерскую систему и в ограничении
числа кандидатов исповедующими эту веру. Однако доказательств ни для
одного из приведенных тезисов нет; очевидно, что он жил и умер будучи
принадлежащим к лютеранской церкви, хотя те свидетели, которые так
утверждают, все же прослеживают в его работах склонность к римской
религии. Интересующие нас вещи можно найти в его воспоминаниях: (1)
«Апология ордена франкмасонства», 1778 год, «Устройство ордена
франкмасонства», 1781 год, «Древние и современные таинства», 1782 год,
и если это правда его книга, то известная анонимная работа под
названием «Святой Никейский символ веры», 1785 год, которая, согласно
содержащемуся в ней признанию, написана человеком, принадлежавшим к
Строгому Послушанию и так называемой Клерикальной Ветви, претензии
которой в ней подтверждаются.
[ Вернуться назад ]
Масонская энциклопедия
При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку: <a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4793" > ОБРЯД СТРОГОГО ПОСЛУШАНИЯ (RITE OF THE STRICT OBSERVANCE) </a>
|
|