НЕМАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ (EXTRA-MASONIC AND NON-MASONIC RITES)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



НЕМАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ (EXTRA-MASONIC AND NON-MASONIC RITES)




Поскольку ритуалы посвящения существовали задолго до появления
масонства, многие из них втайне существуют наряду с ним, некоторые — в
деятельном, некоторые — в латентном состоянии, то есть потерявшие
истинное значение тех мистерий, хранителями которых они были. О тех из
них, которые представляют интерес, я говорил при любой возможности,
если у меня имелись достоверные свидетельства. С одной точки зрения
иногда это сделать нелегко, так как они в большей степени связаны с
символическим, чем с чем-либо иным. Но я сомневаюсь в том, что
существует много путей (явных или скрытых в тайных обществах)
общезначимого причащения к тайнам духа, хотя мой горизонт будет
ограничен границами личных знаний. Быть может, существуют еще более
сокровенные Святилища, на которые указывали Карл Эккартсгаузен и
русский мистик Лопухин, или — помимо нашего мира — те, что принадлежат
Востоку. Тем не менее, где бы они ни находились, они неизбежны —
главное оправдание существования ритуальных таинств, так как эти
Святилища суть вершины их. В масонстве они выступают как свидетели
знания; Экхарт, Ройсбрук и другие освящены церковью. И это заставляет
меня сказать, что реальная жизнь всех мистерий есть личное обретение,
которое в них совершается, иначе они служат лишь домами хранения,
архивами записей прошлого. Примером тому может служить тайный мартинизм
— но не тот, что связан с именем Папюса и его Верховного Совета или
американского его ответвления, порвавшего с ним. Он есть такое
хранилище для истолкователей символического и спекулятивного масонства,
он полон архаических откровений и пусть затемненного, но света, однако
принадлежит не жизни, но лишь архивной старине.
Те великие обряды, что находятся вне пределов масонства, рассмотрены в
рамках данной работы; но кроме них остается еще внушительное количество
младших, менее значительных институций, большинство из которых вполне
заурядно как по содержанию, так и по своим задачам. Некоторые из них
могут каким-то образом соответствовать нашему предмету, другие же
чужеродны ему во всем. Здесь я только хочу вкратце коснуться тех,
которые обычно все же упоминаются в масонских пособиях, и делаю это
скорее из желания придать общему описанию завершенный характер, чем из
осознания значительности этих дополнений. Все приведенное мной ниже не
претендует на то, чтобы назваться неким специальным исследованием. Где
это представилось возможным, я пытался выяснить причины ложных
умозаключений и ошибок, вызванных некритическим подходом к делу.
Агатопеда Орден (Order of Aga-thopaedes). XVI столетие — время для
подготовки общей почвы для преодоления разногласий между католичеством
и протестантизмом наименее вероятное: в том, в чем они испытывали
необходимость, и в том, что они искали, они были несовместимы — все это
представляло собой поле битвы. Для того чтобы заявить, что Орден
Агатопеда был основан именно с целью их примирения, нужны достаточно
явные доказательства. Но таковые отсутствуют. Альтернативной датой
выдвигается век XV, то есть время, когда протестантизма как
исторического явления просто не было и в помине. По его собственной
истории, орден действовал еще во времена Вольтера. Он закончил свое
существование в 1837 году и был восстановлен в 1846 году неким Шайесом
(Schayes), выступившим в роли нового Агатопеда. Скорее всего, именно
этот период и есть время его появления. Члены его носили имена диких
животных. Гроссмейстера, например, представлял боров, что очень
любопытно в качестве символа для поборников примирения церквей. Я,
вслед за Вудфордом, считаю: если такое общество действительно
существовало, то лишь в качестве некой шутки, а подобного рода —
пародийной — его связи с масонством никто никогда и не утверждал.
Академия Древних (Academy of the Ancients). На первый взгляд кажется
очень естественным и даже неизбежным тот факт, что люди, занимавшиеся в
прошлом изучением и практикой оккультных искусств и наук, должны были
бы для собственной пользы и безопасности объединяться в сообщества.
Однако существует не так уж много свидетельств подобного рода
объединений, и таковые скорее носят спорадический характер. Время
от времени мы сталкиваемся в наших исследованиях с магическими
обществами, но чаще всего это случается при обстоятельствах,
вынуждающих нас не доверять свидетельствам о них — они слишком
напоминают обычные исторические мифы. На деле вплоть до начала XVII
века, когда появился Орден Розенкрейцеров, не наблюдалось практически
ни одной инкорпорации алхимиков. Около 1650 года в Англии был
организован астрологический кружок, члены которого собирались обычно за
трапезой. Известно, что Иоганнес Баптиста Порта (Porta), автор книг по
естественной магии, основал в Риме Академию Тайн, «для развития
естественных наук и их применения в оккультной философии». Я не совсем
понимаю, что означает последнее определение, но сам по себе факт
основания не оставил по себе никаких реальных свидетельств. Скорее
всего, это еще один продукт особой традиции легенд о разных оккультных
персонах и опытах. Как бы то ни было, в 1767 году Ту де Саль-верт
(Thoux de Salverte), один из членов Строгого Послушания, учредил в
Варшаве Академию Древних, или Академию Мистерий, и это уже является
почти неопровержимым историческим фактом. Целью учреждения было
изучение герметической науки и философии в их связи с франкмасонством.
Мы точно знаем о его существовании, но его конкретная история нам
неизвестна вовсе. Академия могла, конечно, иметь мифическую историю и
лжепритязания, связанные с именем Порты. Эксперимент, как того и стоило
ожидать, скорее всего провалился — так или иначе, о том, каков был
конец этого предприятия, документы хранят полное молчание.
Академия Платоническая (Platonic Academy). Во времена Ло-ренцо
Великолепного жил известный платоник Марсилино Фичи-но. Под патронажем
Лоренцо в 1480 году им была основана Платоническая Академия во
Флоренции. Это было время Ренессанса, имя Платона пребывало в великом
почете. Посему нет никаких причин подвергать сомнению сам факт
основания, независимо от того, соответствовало ли это учреждение своему
названию в том смысле, который мы привычно в него вкладываем. На этом
заканчивается действительная история и берет свое начало история
романтическая. Академия слыла тайным обществом, и это лишь в последнюю
очередь может быть названо необходимостью для изучения Платона —
каковой бы непонятной она ни была для простых людей. Кроме того, она
была масонской по своему характеру. В пользу последнего говорит то, что
зал заседаний Академии сохранился до времени, когда его увидел
Кла-вель, засвидетельствовавший в нем чрезвычайное разнообразие
масонской символики. Слишком доверчивые умы убедить легко, мы же, я
считаю, должны прежде искать доказательств, что зал был построен именно
для Академии и что его «масонское» оформление было таким с самого
начала. Но и в этом случае будет доказано не то, что Марсилино Фичино,
его сообщники и ученики были масонами, но то лишь, что декораторы
здания пользовались в своем ремесле инструментами и приспособлениями,
которые используют в своем ремесле все каменщики. Ведь монстры,
украшающие верхние водосливы, горгулий средневековых церквей никак не
доказывают, что христианство в то время имело форму поклонения бесам.
Алли Аллахис (Alii Allahis). Тайное общество под таким названием, как
полагают, с древних времен существовало в Персии, и его церемонии имели
«значительное сходство» с масонскими. Центральным событием этих
церемоний было жертвоприношение овцы или быка, который по его
завершении съедался членами общества в торжественной обстановке. Такая
ритуальная практика пока еще не стала свойственной для масонства — в
остальном же, как отмечалось, «природа церемоний» этого общества
малоизвестна. Некое персидское тайное общество описывалось Геродотом,
но его обряды не имеют ничего общего с масонскими. На подобных же
аналогиях настаивает и Маккензи, но это, конечно, его право.
Альмуссеры (Almousseri). Первая и, насколько я могу судить,
единственная известная нам деталь этой «тайной секты» «мавров», состоит
в ее названии, которое сообщает нам Ж. Мольен (Mollien), автор
переведенных в 1820 году с французского Т. И. Боудичем (Bowdich)
«Travels in the Interior of Africa» (Путешествий по внутренним
землям Африки). Объединение, раз оно было тайным и имело церемонию
посвящения или принятия, неизбежно было связано Мольеном с
франкмасонством. И это единственная причина, по которой я, с его
собственных слов, привожу нижеследующие пункты, которые вполне могут
нас убедить в обратном. Сведения таковы, (1) что кандидата в течение
восьми дней держали взаперти в хижине, (2) что он имел возможность
питаться лишь единожды в день, (3) что за это время он не встречался ни
с кем, за исключением раба, который приносил пищу, (4) что когда время
заключения подходило к концу, в хижину входило большое количество людей
в масках, (5) что они разными способами подвергали испытаниям его
храбрость, (6) что он принимался в члены сообщества, лишь все их
успешно выдержав. Пусть тот, кому это нужно, ищет здесь аналогии с
масонством. Что касается привилегий, которыми пользовались обращенные,
они, по собственным утверждениям членов, были таковы: (1) сообщество
знало обо всех земных царствах, (2) вступившие в него прозревали
будущее и (3) небеса внимали их молитвам. Но это — такие «таинства
природы и науки», на которые масонство и не претендует — на небе ли
степеней высших, на земле ли цеховых. Тайны этого так называемого
мавританского ордена никогда не раскрывались, как говорит об этом наш
путешественник — ибо предателю грозила неминуемая смерть. Мольен
обнаружил Альмуссеров в местечке под названием Фонтаторо, и их истинным
занятием были чародейство и знахарство.
Амицистов Орден (Order of Ami-cists). Источники — Тори и Лен-нинг. По
их словам, это тайное общество сформировалось в Клер-монтском коллеже в
Париже и оттуда распространилось в Йену и Галле. Его деятельность была
запрещена, как говорят, правительством Германии, но постигла ли его та
же участь и во Франции — остается неясным. Замечу, что Лен-нинг берет
свои данные из работы Ф. К. Ланкхарда (Lankhard), опубликованной в 1799
году в Галле.
Ангелические Братья (Angelic Brothers). История немецкого мистицизма
глубоко чтит имя Й. Г. Гих-теля, чья деятельность пришлась на рубеж
XVII и XVIII веков. Это имя связано с Тайным Орденом Ангелических
Братьев. Гихтель считается его основателем. Он скончался в 1710 году,
но его сообщество, имевшее ложи, или дома, в Альтоне, Амстердаме,
Берлине, Галле, Магдебурге и Нордгаузене, прекратило свое существование
только в первой декаде XIX столетия. Я не нашел никаких свидетельств
его связи с розенкрейцерами. Создание его было вдохновлено идеями Бёме,
к чьим откровениям Гихтель, сам издатель произведений Бёме,
присовокуплял свои собственные.
Братья Чистоты (Brothers of Purity). Источник — работа Штейншнейдера
(Steinschneider) о еврейской литературе. Братство основано в X веке в
Басре, Сирия. Это было объединение арабских философов, труды которых
позже вошли в моду в среде испанского еврейства. Братство имело свою
церемонию принятия и, по мнению немецкого историка, было в чем-то
схожим с франкмасонством.
Взаимопомощи общества (Benefit Societies). Американский Допотопный
Орден Буффало, Друиды, Древний Орден Лесников и Странные Братья сами по
себе уже достойны быть упомянутыми в этой книге, как учреждения,
основанные на принципе «сам себе не поможешь — никто не поможет» и на
том благоразумии, которое говорит нам беречь средства на черный день.
Здесь имеются в виду те общинные фонды, в создании которых участвуют
члены того или иного сообщества. Таким образом тот, кто не нуждается,
помогает тем, кто испытывает затруднения. И в этом подобного рода
благотворительные общества не лишены сходства с масонством, одним из
принципов которого также является создание благотворительных
учреждений, возможных благодаря щедрости членов общества в целом,
однако это сходство поверхностно. Общества взаимопомощи, конечно,
подразумевают добрые намерения в них состоящих, однако никто — за
исключением редких случаев, которые становятся все реже — не становится
масоном просто из желания попользоваться милосердием Ордена. Он же сам,
в свою очередь, организован таким образом, чтобы исключить такого рода
возможность. Буффало, Друиды и т. п. имеют нечто общее с масонством
лишь на первый взгляд
— в некотором смысле, это тайные организации, имеющие ритуал. Более
того, некоторые из них имеют степени, и следовательно, кроме посвящения
подразумевают еще возможность продвижения. Но их обряды несравнимы с
обрядами нашего действительно великого Ордена, имеющего дело с истинным
символизмом. Подобные учреждения — организации совсем другой категории.
Их церемонии на поверку заурядны и зачастую просто — и намеренно —
смехотворны. Все сведения о них я имею из вторых рук, но все же думаю,
что ничего здесь не представлено мною в неистинном свете. Кроме того,
смею заверить, во всем вышеизложенном я руководствовался лишь
наилучшими побуждениями.
Возрожденных Франкмасонов Орден (Order of Regenerated Freemasons). Был
сформирован в Канаде около 1787 года, с подробностями чего я, правда,
не знаком.
Волшебников Орден (Order of Magicians). Нечто идентичное упомянутой уже
Академии Тайн, только местонахождением ордена служила Флоренция, а не
Рим. Главой ордена, по всей вероятности, был Порта. По свидетельствам
Тори, орден слился с итальянским отделением Розенкрейцерского Общества.
Другая версия относит время его основания к XVIII веку, что не
совместимо с историей о Порте как его главе.
Вселенского Возрождения Орден (Order of Universal Regeneration).
Общество под этим названием было учреждено где-то в Швейцарии между
1815 и 1820 годами. Целью его деятельности была общеевропейская
революция и установление республиканского правления. О том, что с ним
сталось, — неизвестно.
Гармонии Орден (Order of Harmony). Мистерии торговых гильдий могут быть
любопытны с нескольких точек зрения, но когда мы узнаем, что одна из
них была учреждена под вышеуказанным названием во Франции с целью
развития торговли с Ост-Индией и имела двадцать шесть степеней, то мы,
очевидно, имеем дело либо с невольной ошибкой, либо с сознательным
введением в заблуждение. Как Маккензи, так и Вуд-форд оба настаивают на
действительном существовании ордена и подтверждают правильность
указанного количества степеней. Вуд-форд добавляет при этом, что орден
присуждал «военное звание вплоть до Маршала Империи». Но никаких
реальных доказательств к сему не приложено.
Грызунов Общество (Society of Rodents). Источники сведений — Шторбанеус
(Storbaneus) и Гёте в своем «Гетце из Берлихрингена». Дата основания —
1422 год, место — Имменгау, Вестфалия. Название, как я считаю,
означает, что их задачей было тайно выгрызть корни несправедливости.
Так или иначе, это был тайный орден, члены которого были связаны
клятвой. Мне также известно, что церемонии принятия проводились в
тайном склепе. Говорится, что это общество в конце концов произвело на
свет что-то вроде реформации тайного трибунала, «заменившей жестокие
методы принципами терпимости». Это, кажется, на корню подорвало само
общество — раз оно существовало для установления справедливости в том
смысле, в каком оно понимало это слово, воздержание от такой привилегии
могло означать только то, что общество потеряло смысл своего
существования.
Дубового Яблока Общество (Society of the Oak Apple). Ни один из
масонских авторов, упоминавших об этой организации, ничего не сообщает
о целях ее деятельности. Ее основание относят к 1653 году, времени,
когда к власти пришел Карл II. Название отсылает нас к дню Дубового
Яблока, 29 мая, когда король был спасен от своих врагов дубом
Боскобеля. Этот древний праздник имеет широкую популярность у сельского
населения. Общество продолжало существовать (хотя подробности не знает
никто) и во время правления Веселого Монарха, но зачахло при его
преемнике. В свое время, при Вильгельме и Марии, его члены оказывали
некоторые услуги Стюартам. Еще до его появления существовал Орден Дуба,
основанный, по некоторым данным, в 1625 году и занимавшийся изучением
древностей, что — если верить одному достойному писателю — было «сродни
масонскому принципу». Великую Ложу, вероятно, удивило бы, если бы она
узнала, что она и Королевское Археологическое общество — родственные
организации.
Иерусалима Орден (Order of Jerusalem). О нем рассказывает немецкий
«Справочник», информация которого достаточно запутана и противоречива. (1)
Это был орден алхимиков, и если это так, то его связь с Иерусалимом —
чистый анахронизм. (2) Он был основан в 1791 году, очевидно в Северной
Америке, откуда был привнесен в Германию в 1793 году. Однако можно
сказать, что в то время алхимия на Американском континенте вряд ли
практиковалась. (3) Орден получил распространение в Англии, Голландии и
России. Что касается первой — это очевидная неправда. (4) Двери ордена
были открыты только для христиан, и его заботой было «воссоединение с
Богом и любовь к человеку». Если так, то он не мог иметь никакого
отношения к алхимии в том смысле этого слова, в котором оно было
известно XVIII веку. Орден возглавлял Командор, богохульно называвшийся
Иеговой Саваофом. Ему (что уже само по себе любопытно) подчинялся
Гроссмейстер, находившийся в Иерусалиме, бывшем также местом
расположения Материнской ложи. Я согласен с Вудфордом в том, что это
сообщество было изобретено в Германии. Особенно оно не прославилось, и
сомневаюсь, вышло ли оно вообще за пределы страны-прародительницы .
Исмаила Орден (Order of Ismael). Другие названия — Орден Исава и Орден
Примирения (Re-concilliation). О нем известно: (1) что это очень
древнее тайное восточное сообщество, (2) что его история утеряна в ночи
времен,
(3) что главы ордена жили на Востоке и два из трех всегда находились в
Восточном Иерусалиме, что орден имеет отделения в России, Турции,
Греции, Австрии, Италии, Германии, Дании, Швеции, Норвегии, Франции,
Испании, Португалии, Африке и Великобритании. Все это нам известно из
совершенно формального и не конкретного отчета Кеннета Маккензи от 1877
года. Не представляется возможным, чтобы организация, получившая такое
широкое распространение и имеющая такое древнее происхождение, оставила
о себе всего лишь одно свидетельство и бесследно исчезла из истории,
причем то самое единственное свидетельство о нем принадлежит такому не
заслуживающему доверия человеку, чьи работы часто появлялись под
псевдонимом «Криптоним». Реальная древность здесь подменена древностью
предания, по которой Исмаил искал примирения «со своей родней семени
Авраамова», а особенно с Исавом. Об этой истории повествуют целых
восемнадцать степеней измышленного ордена, к тому же она заканчивается
полным провалом, ибо, как в нем говорится, «эти семейные ссоры не могли
быть заглажены столь легким способом». Церемониальные «разделы» и
подразделы ордена ни о чем не говорят с большей очевидностью, чем о его
недавнем викторианском происхождении.
Их порядок таков: I. Вводные (1) Незнакомец, (2) Гость, (3) Прозелит,
(4) Младший Товарищ, Старший Товарищ, (6) Доверенный, (7) Компаньон,
(8) Мастер, (9) Стражник. П. Исторические.(10) Агарь, (11) Исмаил, (12)
Исаак, (13) Похороны, (14) Наследство, (15) Свадьба, (16) Власть, (17)
Собрание, (18) Пустыня. III. Объяснительные. (19) Новшество, (20)
Нападение, (21) Подмога,(22) Глава, (23) Принц, (24) Учитель, (25)
Прославленный, (26) Командор, (27) Патриарх. IV. Философские. (28)
Надежда, (29) Вера, (30) Любовь, (31) Провидение, (32) Судьба, (33)
Законодатель, (34) Советник, (35) Слуга, (36) Повиновение. То, что, как
подразумевалось, лежало в основании этого нелепейшего списка —
взаимопомощь, наставление и общее просвещение, — это такого рода
преимущества, которые обыкновенный член Цеха получает в рамках системы
в двенадцать раз меньшей. Членом ордена мог стать исповедующий любую
религию, как христианскую, так и нехристианскую — исключение составляли
католики. Верховное и равное руководство было вверено Патриарху,
Священнику и Королю. Я лично считаю, что все это изобретения
современные, которых главным автором был Маккензи, а помогал ему Йаркер
— или наоборот, и что Иерусалимом данного обряда служил если не Лондон,
то почти точно Уитингтон или, на худой конец, Манчестер. Не так уж
неправдоподобно и то, что третьим в данном случае был Ф. К. Ирвин.
Уитингтон — известное пристанище несметных числом вымышленных степеней.
Исмаилитов орден (Order of Ismaelites). Разница между этим орденом и
Орденом Исмаила в том, что последний
определенно существует лишь на бумаге, в то время как существование
того, который выступает предметом данной статьи, засвидетельствовано
еще в далеком прошлом. Фоном его возникновения, безусловно, является
исторический факт нашествия халифата Фатимидов. Тезис относительно
исмаилитов таков: они были тайным орденом магометанства, имевшим девять
степеней, которые предписывали следующее: (1) Коран должно понимать
мистически — как кладовую истин, скрытых за словами, (2) некоторым
имамам, или духовным учителям, вменен непререкаемый авторитет, (3)
число их — семь, (4) Аллах дал человеку семь Законодателей, называемых
Говорящими, и им в непосредственное подчинение — семь Немых, (5) каждый
из последних имеет по двенадцать апостолов, (6)религия подчиняется
философии, (7) (по всей видимости) учителями философии выступают Платон
и Аристотель, (8) принципы мусульманского права следует понимать особым
образом, (9) ничему нельзя вверяться, и все сущее законно. Говорят, что
орден просуществовал около столетия, его же центром была некая коллегия
таинств в Каире. Возможно, лишь по невнимательности энтузиасты не стали
еще более решительно говорить о существующем сходстве с масонством — к
примеру, о знаках, эмблемах и паролях.
Кадиров Орден (Order of Kadiri).
Смотри: Burton. «Pilgrimage to El Medineh and Mecca» (Путешествие в
Медину и Мекку). Он рассказывает о своем вступлении в этот орден,
который считает принадлежащим к традиции восточного франкмасонства.
Орден состоял из трех степеней: (1) Слуга Господа, (2) Правитель во имя
Аллаха, Муршид, или Мастер, которому дано право посвящать других.
Календ Братья (Brothers of the Kalends). Это немецкое общество,
названием своим известное по немецкому «Справочнику». Его историю можно
проследить вплоть до 1210 года. Собрания общества, что следует из его
названия, проводились в первых числа»-каждого месяца для поминовения
умерших, в особенности родственников и друзей, что проходило в
соответствии с обрядами церкви, а также и для других целей во имя
христианской любви и единения. Общие средства братьев шли на
благотворительные цели, общество проводило ежегодные ассамблеи и
относило свое происхождение ко временам царя Соломона. Эти сведения о
нем и делают возможным считать общество родственным франкмасонству.
Константинисты. В конце XVIII века — по словам Вудфорда — это был один
из широко распространенных в то время в Германии тайных орденов ученых.
Он имел филиалы в Марбурге и Йене. Но к масонству он не имеет ни
прямого, ни косвенного отношения.
Манихеев Братство (Brotherhood of Manichaeans). Источники — Тори и
Клавель. По их сведениям, общество было основано в XVIII веке в Италии
с целью толкования дуалистического учения Мани, чему посвящается
несколько степеней. Эта история звучит весьма неправдоподобно и путано,
к тому же она не указывает ни точного места, ни даты основания. Но
абсурдность ритуала и ритуального предмета — вещь для того времени
вполне обычная, и можно достаточно легко предположить существование
любых крайностей, хотя кое-какие из них все же слишком не похожи на
правду. Все это было не очень задолго до того, как гностическая церковь
и ее иерархия обосновались в Париже.
Мирские Братья (Lay Brothers). В правильном понимании Fratres Laid —
служки в монастырях, не имеющие прямого отношения к монастырской
братии. Немецкий «Справочник» рассказывает историю о неких Мирских
Братьях, искушенных в искусстве архитектуры и объединенных с немецкими
каменщиками. Но в таком случае теряет смысл подобное название: оно
чисто монастырское и подобно «мирским сестрам» женских монастырей.
Моста Братья (Brethren of the Bridge). О них повествуют несколько
источников, среди которых особое значение для нас имеют труды Леннинга
и немецкий «Справочник», ибо в них проводятся параллели между этим
братством и масонством. Те, кто хотят пойти еще дальше, могут
обратиться к собранию «Acta Sanctorum» (Деяния Святых) последователей
Болланда, а также к «Житиям» Батлера. Братство Понтификов (Fratres
Pon-tifices), то есть Мостостроителей было основано св. Бенезетом в
1177 году. Бенезет был первым строителем моста
через Рону в Авиньоне. В 1182 году братство было конфирмовано папой
Луцием III, и в 1187 году произошла повторная конфирмация, проведенная
папой Климентом III. В цели организации входило строительство мостов,
обслуживание паромных переправ, даже строительство госпиталей и приютов
для путешественников и паломников. Так, самым естественным образом, ее
члены одухотворяли искусство масонства, а ее патроны и ремесленники
неким образом осуществляли тот понтификат, то есть переправу, который
ведет от этого мира к миру горнему. Братство было основано на юге
Франции, но подобные же строительные объединения были известны в
Германии и на севере Швеции. Предположительно в конце XVI века, когда
братство распалось, их собственность перешла в руки Рыцарей Св. Иоанна
Иерусалимского. Попытки возрождения и реорганизации распавшегося союза
бездумно приписывались учредителям таких высших степеней, как Рыцарь
Меча и Великий Понтифик.
Невидимые (The Invisibles). Информация исходит от Тори, который
приводит следующие цитаты из неизвестного немецкого автора: «Это самая
опасная из всех сект. Принятие в нее посвящаемых происходит ночью в
подземном склепе, и ее доктрина включает в себя атеизм и приверженность
самоубийству». Вудфорд не согласен с предполагаемой датой ее основания
— 1878 год. Маккензи, не знакомый с учением секты, называет его
обществом оккультным и масонским по своему характеру, которое
«действует до сих пор», несмотря на то что о нем вообще в принципе мало
что известно. Таинственность особо дорога этому автору, и еще более
дорога ему идея о собственной избранности из тысяч и тысяч для того,
чтобы приподнять хотя бы один уголок ее завесы. Дело не в неизвестном
немецком авторе —я не верю в существование этого общества, о котором
Тори в своих суждениях явно ни на какие свидетельства не опирался. Я не
верю ни одной из попыток Маккензи связать его с масонскими формами
церемониала. Дата и место основания секты неизвестны. Невидимыми
называли розенкрейцеров, но это скорее выражало презрительное к ним
отношение, потому что если у людей возникала необходимость, их нельзя
было найти, а если их находили, то они всегда ускользали. Но даже их
злейшие враги никогда не обвиняли их в атеизме и проповеди суицида.
Думаю, что в действительности Маккензи имел в виду современную школу
розенкрейцерства, когда говорил о мифическом ордене Тори. Жаль, что с
этими сведениями в свое время не столкнулся маркиз де Люше, так как в
этом случае в его «Essay on Illuminism» (Опыт об иллюминизме) вошла бы
еще одна развлекательная история.
Ноахитов Орден (Order of Noa-chites). Главный источник информации —
Рагон, которому, принимая в расчет то, что он стал масоном в 1803 году,
могли быть известны любые подробности деятельности масонских
организаций в Париже к 1816 году. Именно к этой дате он приурочивает
основание так называемого Maconnerie Napoleonienne (Наполеоновского
масонства), под титулом Орден Ноахитов, целью которого было
освобождение и возвращение французского престола корсиканцу. Франция
все еще не оправилась от поражения при Ватерлоо, и можно предположить,
что строить такие планы, по логике вещей, было преждевременно, однако
конкретная дата не приводится, и нет ни малейших причин полагать, что
обряд получил известность, в самом масонстве или извне его, или, по
крайней мере, что он имел определенное политическое влияние. Он состоял
из трех степеней: (1) Рыцаря, (2) Командора, (3) Великого Избранного.
Последняя была разделена на три части или секции под названиями (1)
Тайный Судия,
(2) Совершенный Посвященный и Рыцарь Дубового Венца (Knight of the
Crown of Oak). В символику ордена входила вавилонская башня,
олицетворявшая Францию все стремлении к мировому господству,
направляемую в этом гением архитектуры Фалегом (Phaleg), «хитроумным
мастером», который «четырнадцать лет работал Учеником, Подмастерьем и
Мастером, и десять лет — архитектором».
(3) Под Фалегом, конечно же, подразумевался Наполеон, а четырнадцать
упомянутых лет — продолжительность режима Первой Империи 1790-1804
годов. Башня имела восемь ступеней, или этажей, связанных с именами
Адама, Евы, Ноя, Ламеха, Наамана, Фа-лега, Овеля и последняя называлась
Востоком, первые буквы этих слов составляли имя Наполеона. Это было
содержанием Первой из степеней. Во Второй кандидат, возвращаясь с
острова (очевидно, Св. Елены), нес с собой урну с прахом Фалега.
Относительно Третьей степени мне ничего не известно, возможно, Фалег
возрождался подобно фениксу, символизируя тем самым возвращение
Наполеона. Если же нет, символизм Третьей степени соотносим с преданием
Ложи Скорби. В любом случае все это не продлилось долго, ибо обряд
прекратил существование, и мне не удалось отыскать среди погребальных
ритуалов масонства урну с его прахом. Гроссмейстером ордена был генерал
Бертран (Bertrand), добровольно разделивший со своим императором
изгнание на острове Св. Елены. В его отсутствие орденом управляли
Верховный Командор и два Лейтенанта. Я отвел ему место среди
немасонских обрядов, так как основной направленностью его деятельности
была политика и ничего больше, однако вступление в орден, вполне
вероятно, могло требовать от кандидата масонской квалификации. Этот
орден сравним со Спящим Львом, и его следует отличать от Прусского
Рыцаря.
Общество Истинных Патриотов (Society of True Patriots). Немецкий
«Справочник» упоминает немецкую же ассоциацию, носящую это имя,
действовавшую вплоть до 1787 года, когда о ее существовании стали
известны некоторые подробности, изложенные во франкфуртской печати.
Альтернативным названием общества было Истинные Друзья Человека (True
Friends of Men). Общество являлось наполовину масонским и находилось в
союзе с неким орденом Иерусалима (возможно тем самым, о котором уже
рассказано на основе сообщений того же источника выше в этой главе).
Существовало также и французское Общество Патриотов, основанное, как
сообщают, 16 февраля 1816 года для того, чтобы помешать Реставрации.
Думаю, что его деятельность прекратилась вместе с казнью его лидеров.
Объединенных Монахов Братство (Fraternity of United Friars). Учреждено
в 1785 году в Норвиче. В цели этого объединения входило исполнение
самых достойных из обычных для монашеских институтов практик, помимо их
религиозных функций. Большое внимание уделялось благотворительности и
разного рода пожертвованиям. Но все это трудно воспринимать серьезно,
особенно вследствие того, что члены ордена брали себе имена монахов
разных орденов и подражали поведению монахов на своих собраниях. Но
примечателен тот факт, что они в буквальном смысле «кормили бедных»,
истратив за четверть века на это несколько тысяч фунтов. В 1818 году
появилось их отделение в Лондоне, где основное внимание было
сосредоточено на изучении исторических документов. Главой братства был
аббат, и, говорят, оно имело свою церемонию принятия послушников.
Орден Спящего Льва (Order of the Sleeping Lion). Политическая
организация, учрежденная в 1816 году в Париже, целью которой была
реставрация Наполеона. Деятельность ее была почти сразу же по ее
основании запрещена существовавшим на тот момент правительством.
Плотников Орден (Order of Carpenters). Объединенная ассоциация этих
ремесленников, как говорят, существовала в Голландии и Бельгии с
центром в Антверпене. Местом их собраний обычно служил лес, куда они
приходили в темное время суток. Вот, пожалуй, почти все, что о них
известно.
Провидцы Света (Seers of Light). Другое название — Орден Просвещенных
(Enlightened). Немецкий «Справочник» сообщает, что он был основан
Кюпером Мартином Штейнбахом (Steinbach), личностью, более нигде не
упоминаемой, в XVI веке в Шлеттштад-те. Деятельность ордена была
запрещена благодаря стараниям пастора Райнхарда Лутца. Орден считается
мистической сектой, занимавшейся отысканием глубинного смысла Писания.
Просвещенных Орден (Order of the Enlightened). Если верить Тори, эта
секта — или орден — была одним из отделений немецких иллюминатов в
Италии. О ней нет никаких иных сведений, кроме тех, что сообщает нам
вышеуказанный автор.
Рыцари Искупления (Knights of the Redemption). Я склонен считать эту
организацию абсолютным мифом. Ее легенда, однако, гласит следующее:
масонскую или полумасонскую рыцарскую ассоциацию под таким
названием учредил в 1813 году в Марселе некий сицилийский аристократ.
За образец были взяты Рыцари Мальты — неясно, правда, исконный орден
или его масонская имитация.
Рыцари Свободы (Knights of Liberty). Это была французская политическая
ассоциация, деятельность которой, как отмечают, началась около 1820
года в департаменте Севра и была направлена против правительства
Реставрации. Просуществовала ассоциация недолго, и предположение о том,
что позже она присоединилась к движению итальянских карбонариев, просто
смехотворно.
Священной Арки Собратство (Confraternity of the Sacred Arch).
Информацию о нем дает Маккен-зи, не раскрывая, однако, своих
источников. По его словам, это было общество строителей, появившееся в
1540 году и известное своими мистериальными спектаклями, ареной для
которых служил римский Колизей, «пока земля в нем не осела значительно
по сравнению с прежним уровнем». Вряд ли Маккензи возьмется утверждать,
что это было следствием разыгрывавшихся там представлений. Хотя членами
братства были строители, никто не утверждает, что оно было тайным или
масонским.
Собратство Св. Павла (Confraternity of St. Paul). Это был тайный
трибунал на Сицилии времен Карла V, то есть в XVI веке, который
занимался вынесением смертных приговоров и поручал своим членам их
исполнение. Вудфорд — будучи, видимо, в настроении несколько
либеральном, а возможно, и юмористическом, — говорит, что он не был
масонским. «Германн из Унны», известный немецкий роман, представляет
собой полный список его деяний, который дополняют путешествия
Штольберга и Броквира (Stolberg, Brocquire) — особенно последнего.
Совершенных Друзей Орден (Order of Perfect Friends). Еще его называют
Семь Союзников. Орден был продуктом всесторонней активности барона фон
Книгге, масона и лидера немецких иллюминатов — посему можно
предположить, что орден имел некое подобие церемониальной процедуры.
Тем не менее, по описанию, это было общество ученых мужей Германии.
Какова была основная цель их объединения и как долго оное
просуществовало, я не знаю.
Современный Орден Иллюминатов (Modern Order of Illuminati). Думаю, эта
попытка возродить детище Вейсгаупта не имеет никакого исторического
значения. Основание ордена произошло в Дрездене около 1890 года.
Оригинальным названием было Орден Иллюминатов Дрездена в Германии, или
Общество Просветленных Братьев. В орден принимались как женщины, так и
мужчины, хотя первым доступ к высшим должностям был закрыт. В этом его
отличие от адопционных орденов, в большинстве своем управлявшихся
Гроссмейстерами, и в то же время от современного масонства вообще, в
силу своей двуполой системы. Отсюда следует, что данное собрание
немасонских обрядов как раз является для него подходящим местом. Тем не
менее есть все причины, чтобы соотнести этот возрожденный орден с
подложной и нелегальной формой масонства — две из трех его степеней
представляют из себя адаптацию широко известных степеней масонства,
кроме того, от его членов требовалась теоретическая осведомленность в
масонской науке. В интересы ордена входит: (1) духовное
совершенствование и улучшение общественного положения его членов,
(2) взаимопомощь, особенно в экстренных случаях. Любого рода финансовая
деятельность, вмешательство в дела государства и государственной
религии воспрещаются. Далее говорится, что доктрина ордена есть учение
духовное, экзотерическая сторона которого — в необходимости любви к
человечеству и братьям, следовании путем добродетели и чистосердечия.
Эзотерическая сторона его деятельности состоит в изучении оккультных
наук и теургической практике. В одном из секретных документов
говорится, что теургия есть реальное знание, соединяющее смертных с
бессмертными и создающее из них хозяев
природы. Орден имеет три степени: (1) степень Минервы, несущая в своем
названии соответствие со Второй степенью системы Вейсгаупта, (2)
степень Андреевского Рыцаря, или Шотландского Рыцаря или Рыцаря Св.
Андрея, соответствующая Пятой степени по Вейсгаупту, в чьем ритуале
есть отрывочные и бессмысленные извлечения из Строгого Послушания
Степень Розы и
Креста, которой нет в системе Вейсгаупта и которая является усеченной
формой Восемнадцатой степени. Она в данном виде сохраняет элементы
христианства. Я использовал в этом рассказе настоящее время, но мне
абсолютно неизвестно, существует ли сейчас этот орден. В Британии было
его представительство, однако его история закончилась ничем.
Солнца Милосердия Общество (Society of the Sun of Mercy). Так как эта
ассоциация стоит в стороне от остальной деятельности Пер-нети
(Иллюминаты Авиньона, Академия Истинных Масонов и т. д.), я считаю ее
чистым мифом, и наименее вероятным из утверждений о нем выступает то,
что членом его «после своего просветления» стал даже Сведенборг.
Единственным источником информации об ордене в данном случае является
вообще наиболее сомнительный источник из всех возможных — Кеннет
Маккензи.
Софизиан Священный Орден (Sacred Order of Sophisians). Он был масонским
в том смысле, что Кювелье де Три (Cuvelier de Trie), с которого
началась его история, состоял в некой парижской ложе. Есть ли еще
причины, по которым его можно считать масонским? Сомнительно. Он был
основан в 1801 году для толкования египетских мистерий и имел три
степени: (1) Претенденты, (2) Посвящаемые и (3) Отцы Великих Мистерий.
Орден обнародовал собственные ритуалы, и процедуру их назвать масонской
нельзя.
Табакологическое Общество (То-baccological Society). Орден
символического искусства курения имел, как сообщается, четыре степени —
видимо, никотинного исступления. Но, если его организация была хорошо
продумана, я готов поверить, что из табачного растения можно извлечь
воистину приятное «нравоучение». Существование этой выдумки относят к
XVIII веку, но с подробностями я не знаком. Его катехизисы, кажется,
существуют и по сей день, хотя мне они, к сожалению, не попадались.
Харугари Орден (Order of Ha-rugari). Я думаю, что эта органи-3SLU,HHJ
основанная в 1848 году в Нью-Йорке, сейчас уже не существует, иначе
информация о ней непременно попала бы в «Masonic Encyclopaedia»
(Масонскую Энциклопедию) Маккея 1917 года. Орден представлял собой
тайное общество, использовавшее масонские формы организации, и имел три
степени: желтую, красную и черную. Кроме разработки и популяризации
главных областей и достижений немецкой мысли, он всячески оказывал
содействие всем вступавшим в него членам, особенно попавшим в
несчастье, и не оставлял своими заботами их вдов и сирот. К 1860 году
орден насчитывал девяносто лож по всей территории Соединенных Штатов.
Основной источник информации по этому вопросу — Вудфорд.
Черной Рясы Монахов Общество (Society of Black Friars). Сведения о нем
есть в «Bibliography of Masonry» (Библиографии масонства) Карсона. Из
нее нам становится известно, что ассоциация под таким названием
проводила собрания в Нью-Йорке в 1793 году. В нее входили кардиналы и
монахи. Возможно, лишь по причине недостатка информации, члены ее не
были уличены в иезуитстве теми, кому повсюду — в масонстве или вне его
— мерещатся иезуиты. Экзегетическое и Филантропическое Общество.
Деятельность этого общества совмещала в себе практику животного
магнетизма и толкование учений Сведенбор-га. По Тори, оно было основано
в 1787 году в Стокгольме. Известно, что его погубил своими
сатирическими выпадами некий доктор Розенмюллер (Rosenmuller),
возможно, тот самый Розенмюллер, который был немецким теологом и
масоном, членом Ложи Минервы. Но точно я сказать затрудняюсь. Критицизм
не способен победить ни увлеченного человека, ни, в данном случае,
общество экзегетики — да и само масонство спокойно пережило огромное
количество злобных пасквилей в свой адрес. В конце концов общество, как
того и следовало ожидать, распалось, но немецкая сатира совершенно к
этому не причастна. Оно само было новым ростком магнетического
масонства, возникшим на благодатной масонской почве, и, можно сказать,
было типичным явлением своего времени.
Эонов обряд (Rite of Eons). Тори, а вслед за ним и Рагон представляют
его как очень красивый зороаст-рийский обряд, одно время
практиковавшийся в Азии, которая является весьма удобным для подобных
смутных гипотез местом. В связи с этим я согласен
с теми, кто ставит существование этого обряда под вопрос. Гностическая
доктрина эонов, конечно, известна многим.
Lanturelus Ordre des. Его упоминает Клавель, который ничего не говорит
о значении его наименования. Его основал в 1771 году маркиз де Круамар
(Croix-mare), цель какового мероприятия осталась неясной.
La Santa Hermandad. Значение этого слова — «братство». По одной из
версий, это испанское сообщество, основанное в 1295 году в Кастилии,
Аргоне и Леоне, имело церемонии посвящения, особые знаки и тайные места
встреч, в полном смысле следуя, таким образом, «масонскому принципу
секретности». Оно было своего рода тайным трибуналом для предупреждения
преступлений и вынесения наказания за них на принципах абсолютной
справедливости и равенства всех перед лицом Бога. Особенно оно
преследовало преступления власти и аристократии. После более чем
двухсотлетней истории своего существования оно было ре-санкционировано,
реорганизовано и вновь возрождено к жизни Изабеллой Кастильской. Другая
версия, принимая во внимание соображения исторического плана, отвергает
масонские аналогии и называет La Santa Hermandad «ответвлением святой
инквизиции». Ordre Iatrique. О нем рассказывает Тори, ссылаясь при этом
на коллекцию ритуалов Фюстье (Fustier). Очевидно это братство
занималось врачеванием или же поисками его путей, другими словами,
делало все для изобретения универсальной медицины. Тори именует его
«союзом адептов», но подобное имя носят те, кто уже обрел, а совсем не
те, кто еще находится на пути к обретению. О дате и месте его основания
сказать ничего нельзя, но я склонен полагать, что его существование —
на бумаге или в действительности — относится к XVIII веку. Орден также
мог быть и учреждением Магнетического масонства.
пути души человеческой к месту своего происхождения — к тому пределу,
от которого воистину не возвращается ни один пилигрим, так как
достигает он последнего пристанища в своем долгом странствии.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4786" > НЕМАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ (EXTRA-MASONIC AND NON-MASONIC RITES) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.31 секунды