МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН И МАСОНСТВО (MORAL LAW AND MASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН И МАСОНСТВО (MORAL LAW AND MASONRY)




Этическая ценность заповедей масонства, касающихся поведения и образа
жизни, есть ценность морального закона, писаного или неписаного,
который цивилизованное сознание чтит — mutatis mutandis (так или иначе)
— повсюду в мире и во все времена. Масонство, в правильном его
понимании, есть «система нравственности, скрывающаяся в аллегориях и
изъясняемая в символах». При том, что эта формула тысячи раз
цитировалась теми, кто почитал ее критерием совершенства, непререкаемым
доктринальным постулатом, не терпящим возражений, кажется, мало кто
понимал, что это по большей части всего лишь бессодержательное
описание, характеризующее притом довольно странный склад ума. На каком
основании необходимо и вообще разумно скрывать этическое учение внутри
метафор, аллегорий и чего бы то ни было? Ведь речь идет о том моральном
кодексе, который уже имеется во владении каждого и запечатлен, слава
Богу, в умах и сердцах многих и многих людей разных народов, наций,
колен и языков. К тому же он столь прост, что непосредственное
понимание его не может составить труда, аллегорическая же или
символическая система даже малейшей степени сложности есть средство,
почти противопоказанное для объяснения его необходимости. На деле
природная сила морального закона вовсе не нуждается в иносказании.
Кроме того, исходя из элементарного представления о человеческом
поведении, как индивидуальном, так и общественном, можно сказать, что
нет ничего, что бы в совершенной степени могло гарантировать
секретность и таинственность. И поэтому чувство, которым будет
руководствоваться подобная процедура, — лживо, а ее притязания —
несостоятельны.
Общеизвестное определение. По счастью, общеизвестное определение
неадекватно. Этим я хочу сказать, что оно не охватывает предмет и
упускает самую суть, дух и истину масонства. Если бы это было не так,
оно стало бы, в согласии с мнением Де Куинси, величайшим обманом
современности. Более того — и масонская история тому свидетель — оно не
преуспело в создании более совершенной системы этической дисциплины,
чем бывшие в прошлом или имеющие хождение в настоящем. Говорят, что это
не удалось и церквам, и по божественным меркам, несомненно, так оно и
есть, однако именно масоны меньше всего склонны, я думаю, обвинять их в
этом. Меньше всего оно может быть признано в том или ином смысле, как
conservatorium (хранилище) сил, необходимых для успешного
совершенствования общественной системы. Когда говорят, что масон,
скрупулезно следующий заповедям своего Ордена, не может не быть
достойной уважения личностью, правоту такого утверждения следует
признать безоговорочно. Но заповеди масонства есть в то же время лишь
несовершенное выражение универсальных законов, и приведенную
характеристику можно с таким же правом отнести к человеку, что, не
находясь в рамках Братства, пытается просто следовать общепринятому
кодексу добропорядочного поведения. Наилучший образ масона как масона
создается по тем же критериям, что и образ порядочного человека вообще,
ибо оба они ведомы в своих устремлениях одними и теми же идеалами.
Правило жизни. Оправдание масонства как этической гипотезы состоит в
том, что ни один моральный кодекс, конечно, не может сам по себе
управлять поведением человека, то есть, другими словами, лучшие из нас,
к сожалению, не воплощают своей жизнью какого бы то ни было
нравственного стандарта, включая наш собственный. И перед лицом этого
факта любая серьезная попытка какой-нибудь гильдии или общества
предложить некие правила и потребовать от своих членов их выполнения,
неизбежно заслуживает уважения и, преуспевают они в этом или нет,
обеспечивает им право на существование. Моральные заповеди
франкмасонства, как бы элементарны и в большинстве своем тривиальны они
ни были, с помощью каких бы условностей и банальностей ни находили бы
свое выражение, образуют такой кодекс, который большинству из нас не
удается в истинном смысле соблюдать, и посему являются правилом жизни,
которому мы призваны подчиняться, и до тех пор, пока кодекс не найдет
своего полного воплощения в жизни, мы будем пытаться делать все для
этого, что в наших силах. «Величественные
принципы» «помощи» и братской любви не могут быть излишни, пока в мире
существует ненависть и пока есть в них живейшая нужда. До тех пор пока
другой великий принцип, неопределенно именуемый «истиной», остается без
критерия — более всего в масонстве, — мы не можем считать его излишним,
но не можем и слишком долго искать его непогрешимого стандарта, ждать
того дня, когда ответ на вечный вопрос Пилата зазвучит наконец в наших
сердцах.
Нравственность и таинства. Поскольку все это мы можем осознать
совершенно свободно и поскольку каждый волен давать и выслушивать
нравоучения, причем в совершенно непосредственной форме, постольку
обычные гражданские установления не могут быть истинным предметом для
символизма, постольку священнодействие, драматическое таинство, или род
церемониального посвящения, существующие лишь затем, чтобы
проповедовать подобные установления — или необходимость альтруизма,
соблюдения прав личности и человечности, или даже абстрактное понятие
истины — посредством обращения к помощи аллегории и символизма
мобилизуют слишком большие силы для решения слишком простого вопроса —
с самого раннего детства всем этим вещам нас обучают более естественным
образом, а следственно и более эффективным, катехизисы всех
существующих церквей. Кроме того, кажется разумным предположить, что
чрезмерно сложный метод никогда не способствует быстрейшему решению.
Наставлять в обязанностях, которые ясны и без того, с помощью сложной
машинерии доказательств, значит совершать насилие над здравым смыслом
многих, и даже, вероятно, большинства людей, ибо общий дух мира
только-только выходит из этического периода своего развития и в
искусстве, и в литературе. Но незамысловатая история с ясной моралью,
поучительная картина, ценность которой только в этой поучительности и
состоит, стихотворение, не содержащее ничего иного, кроме наглядного
примера, есть уродство в глазах искусства и все же не столь
смехотворны, сколь три, семь или девяносто семь степеней системы,
выставляющей в качестве своего крепкого фундамента такие условности,
которые вообще-то свойственны любым политическим ассоциациям. Я никоим
образом не принижаю эти условности, что уже постарался доказать, но я
утверждаю, что, вступив, пройдя, вознесясь, продвинувшись, возвысясь,
утвердясь, усовершенствовавшись и достигнув иных титулов масонского
величия, человек не может не испытывать разочарования в том, что
последние тайны есть те же, что и первые, что все они известны и
простому человеку с улицы, что они проповедуются и провозглашаются во
всеуслышание повсюду и являются постоянным предметом преподавания в
любой воскресной школе.
Ученики и Мастера. Однако мы заметили, что даже в границах Цеха
масонство не определяется тем, что я назвал его общеизвестным
определением, и что его главная легенда относит нас сквозь все века
христианства назад к древним таинствам. К сожалению, те, кто присуждает
эти степени, и те, кто их получает, ничего не ведают в большинстве
своем об этой стороне предмета. Таким образом, становится ясно, что
настоящая тайна масонства не преподается открыто в масонских ложах, но
открывается (если открывается) для посвященного посредством его
собственных усилий, и поэтому: много Учеников, но немного Мастеров.
Нравственность и религия. Остается сказать, что нравственность есть
врата в религию, но не сама религия, и поэтому те, кто принимают этику
за общую составляющую масонства, в целом есть те, кто, обладая
правильным, но слепым инстинктивным зрением, не видят его причастности
к религии. И таким же образом нравственность есть и врата в
совершенство — необходимое его условие, — но сама она не есть
совершенный путь. Это должный способ водворения на путь, ведущий к
Богу, то есть, как я понимаю, к цели нашего бытия. Утраченное слово
масонства — упущенная тайна, которой суждено вдохнуть в него жизнь и
смысл, не есть этическая ценность или моральный принцип. Она
принадлежит совсем другой, в истинном смысле реальной, области, в
которой уже не властен ни один критерий добропорядочного поведения — и
это при том, что поведение злонамеренное неизбежно закрывает врата в эту мистическую обитель.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4781" > МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН И МАСОНСТВО (MORAL LAW AND MASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.44 секунды