МИСТИЦИЗМ (MYSTICISM)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



МИСТИЦИЗМ (MYSTICISM)




Об этом особого рода искусстве и науке Вечной Жизни мы уже многое
рассказали на страницах этой книги, но поскольку мы хотим уделить этой
теме еще некоторое внимание в дальнейшем, было бы полезно прежде всего
вспомнить точные определения предмета, сложившиеся в течение многих
поколений в теологии. Несколько примеров: по Жерсону (Gerson),
мистицизм — продолжение души в Боге через желание любви. Еще он
определяет его как аналогическое движение или символическое странствие
в Боге, возможное благодаря чистой и пылкой любви. Дионисий Картезианец
изменяет лишь форму аксиомы, когда утверждает, что мистицизм — это
тайная общность разума и Божественного. Греческий токователь
Псевдо-Дионисия Аре-опагита, апеллируя скорее к условиям опыта, чем к
опыту самому по себе, выходит за границы этих определений, не вступая с
ними в противоречие, когда говорит, что данный опыт не прямое
восприятие и не опосредованное, то есть он представляет собой
над-психическое состояние, и общность, о которой идет речь, не является
вербальным общением одного разума с другим. Он развивает свою мысль
далее, сообщая, что это не движение ума, не подготовка и не привычка.
Способность к нему не может быть приобретена ни через какое качество,
которым мы можем обладать, но если мы достигаем мистического
просветления в полной неподвижности нашего разума, мы должны отдавать
себе отчет в том, что то, в чем мы преуспели, — непознаваемо при помощи
привычного нам хода рассуждений и выводов. Блозий, как бы суммируя и
исчерпывающе дополняя все вышесказанное, заключает, что мистицизм есть
чистая любовь вне всякого представления, подобно Богу выводящая свои
законы за пределы обычного понимания.
Вечная цель (Eternal End). Я привожу эти цитаты не для вящего
объяснения предмета человеку от него далекому, они лишь помогают
определить состояние, недостижимое интеллектуальными усилиями. Я
стараюсь использовать пространственные средства, чтобы воплотить нечто,
обладающее внепространственными связями, которое суть предвосхищение и
предвкушение конечной цели бытия, достигаемой в Боге. Само по себе это
состояние, достигаемое в земной жизни, называется Мистической Смертью,
ибо для переживающего его на время прерывается связь со всем внешним,
что до той поры было доступно ему через чувства и разум. Это состояние
восторженного экстаза, хотя использование таких определений обязано
неверному толкованию предмета — ведь восторг и экстаз в своих обычных
значениях есть экзальтация чувственных способностей, что в данном
случае не совсем подходит.
Гипотеза мистерий. Так или иначе, они небесполезны, так как к их
помощи, дабы изложить аллегорически то, чего достигали в
кульминационной точке античных мистерий их эпопты и адепты, прибегали
неоднократно. Здесь я следую неким современным гипотезам касательно
назначения мистерий, в предварительном изучении которых я не оставил
открытым вопрос, передавались ли они посредством символов или
посредством стимуляции внутренних состояний психическими процессами —
так, что мистерии разыгрывались скорее как внутренние переживания
самого кандидата, чем в виде внешних ритуальных процедур. Что касается
всех дат, мест и церемониалов, мы должны помнить — внутреннее единство
не может быть вызвано процессами извне. Дви-жение души к Божественной
Люб-'ви и к тому единению, которое есть Вершина Любви, — долгий путь,
путь жизни. Мистерии — только предзнаменование, и любая из церемоний
Пастос — лишь символ того Видения, которое — Он. Таким образом, это был
метафорический опыт, в лучшем случае смутный символ возможного личного
обретения, представленный теми, кто знал это или действительно внутри
себя, или основываясь на традиции прошлого. В ином случае, как мы уже
имели возможность убедиться, ритуал мистерий по-своему толковался
греческими мистиками.
Третья степень. Опыт кандидата в Третьей степени цехового масонства
есть также по сути метафора, описывающая то же состояние. Но те, кто
представляет символы, не знают их истинного смысла ни из традиции, ни
вообще, а от кандидата этого знания вряд ли можно ожидать. Итак,
истинное состояние мистического обретения есть
предвосхищение Божественного Единения,и церемония Пастос
символизировала его как нечто, что должно снизойти в ее ходе. Оно же
должно снизойти и в состоянии смерти Хирама, так как именно этому
процессу и этому опыту соответствует аналогичный образ кульминации
драматического действа Третьей степени. Предположение может показаться
неправдоподобным, ввиду того что, к несчастью, великий обряд совершенно
выхолощен, на что я уже не раз указывал, и нет никого, кто был бы
способен проникнуть за внешнюю форму образа. В современной истории
нашего обряда нам уже ничто не напоминает, что его корень — в
прохождении жизненного момента, ничего нет в заповедях, что бы
управляло этим прохождением, ничего нет во всех словах, сказанных в
течение XVIII и XIX веков, что бы указывало на него. Он, этот корень,
лежит внутри, и он устранен из церемонии воскресения (вознесения) в
Третьей степени, во всем или почти во всем, что предстает очам — если
забыть о том, что произносится на словах.
Корень степени. Я должен подчеркнуть, что речь здесь идет о корне
степени, присутствующем в ней изнутри, а не привнесенном хорошо
подготовленным исследователем, голова которого переполнена знаниями,
почерпнутыми из разных других источников. Такого рода эрудиция дарует
возможность понимания, но не может создать сам объект. Я хорошо знаю,
как часто такие иллюзии исподволь вменяются чему бы то ни было великими
провидцами в виде пластических образов или иносказаний, которые для них
что глина для гончара.
Мистическая жизнь. Сквозь все века с возникновения христианства
мистическая жизнь протекала в тихих обителях католической церкви,
вдалеке от официального центра духовной жизни, ввиду чего нам гораздо
доступней письменные о ней свидетельства, представляющие во много раз
более богатый материал, чем что-либо, что мы можем почерпнуть при
рассмотрении школ посвящения древнего мира как Востока, так и Запада.
Своими корнями она уходит в дохристианскую эпоху, о чем свидетельствуют
тексты, авторство которых приписывается Дионисию Ареопагиту. Но чтобы
описать христианский мистицизм в рамках католической церкви, у нас нет
ни необходимости, ни возможности считать его прямым наследником
древнего учения и практики. В то же время христианство основательно
потрудилось над переработкой попавших ему в руки материалов о древних
культурах, что, впрочем, было неизбежно в силу того, что оно пребывало
в рамках жестко иерархической организации — католической церкви.
Официальный духовный центр церкви с большим подозрением и отвращением
относился к любого рода проявлениям мистического опыта, и это касалось
не только людей иного вероисповедания — ведь в течение многих веков
иные, кроме католического, вероисповедания в Западной Европе просто не
были возможны — но даже за пределами профессиональной религиозной и
монашеской жизни.
Латинская церковь. Не сумев адаптировать к своим собственным нуждам
систему античных мистерий, она упустила великие возможности и поэтому
привела в конце концов к ним в поисках просветления тех, кто не смог
понять смысл великого таинства причастия. Ее пугала любая претензия на
иное просветление, она была непримиримо враждебна к любой такого рода
древней традиции, островки которой изредка возникали в сфере ее
влияния. Она безжалостно пресекала всякие попытки получения тайного
знания, преследуя все, что могло соответствовать понятию адептства,
что, насколько я знаю, не касалось единственно алхимии, которая в своем
внешнем символизме представляла из себя, по словам Вогана, лишь «пытку
металлов». Церковь всеми силами стремилась искоренить остатки старинных
обычаев в среде сельского населения, где они способствовали сохранению
действенности религиозных элементов дохристианского периода, и
поскольку искоренению отчасти способствовало идолопоклонство,
приписываемое таким практикам, не стоит предполагать, что древнее
знание пострадало менее, чем древние предрассудки.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4780" > МИСТИЦИЗМ (MYSTICISM) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.24 секунды