МАСОНСКИЕ СИМВОЛЫ (MASONIC SYMBOLS)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



МАСОНСКИЕ СИМВОЛЫ (MASONIC SYMBOLS)




Всеобщими великими символами, характерными для символического
масонства, являются Пенталь-фа, или Пентаграмма, Шестиугольная Печать
Соломона (другое название — Щит Давида), Всевидящее Око, Точка в Круге,
Кубический Камень, Солнце и Луна. Наряду с ними есть символы, пришедшие
из оперативного искусства, а именно: Грубый и Совершенный Тесаный
Камень и, конечно, рабочие инструменты. Наконец — Блистающая Звезда.
Блистающая Звезда. В прошлом существовало вполне естественное
заблуждение, соединявшее воедино Блистающую Звезду и Пенталь-фу,
поскольку первая определяется пятью волнистыми лучами, а вторая пятью
точками. Вследствие этого первому символу приписывались значения и
древняя история, в действительности принадлежащие Пентальфе. Блистающая
Звезда является масонским вариантом Пентаграммы, которая и в древности
так или иначе считалась звездой. В Братстве есть несколько объяснений
этого символа, принятого около 1735 года: (1) звезда волхвов, (2) слава
Божественного присутствия, (3) божественное Провидение, (4) символ
красоты, (5) свет Божественный, освещающий путь Истины, (6) знак
истинного масона, (7) символ Священного Имени Господа и, таким образом,
самого Бога, (8) Солнце как великое светило Природы, (9) Сириус, или
Звезда Анубиса, и, наконец, (10) сама Природа как изменчивая Душа,
порожденная Вселенским Духом. Последнее положение принадлежит
герметическому масонству. Литера G помещена в центр символа и,
несомненно, представляет Бога (God). (Вариантом может быть немецкое
Gott, принятое в немецком масонстве.) Однако для французов это было не
столь очевидно, поскольку во французском масонстве она означала
геометрию, или, точнее, Бога, измеряющего все сущее. Вызвано это было
лингвистическими отличиями, так как во французском языке Бог будет
Dieu, но тем не менее впоследствии было оправдано известным масонским
определением Божественного Существа как «Великого Геометра Вселенной».
Замечу, что в современных изображениях Блистающей Звезды уже нет
волнистых лучей, и она выглядит совсем как Пентаграмма.
Пентальфа. В различных масонских сочинениях этот древний и великий
символ описывали по-разному: (1) как «геометрическую фигуру,
образованную пятью пересекающимися линиями, завершающимися пятью
точками на равном расстоянии от центра и по окружности»; (2) как
тройной треугольник; (3) как фигуру, состоящую из пяти двойных
треугольников с шестью внутренними острыми и пятью внешними тупыми
углами. Все это верно, но далее обнаруживается, что данная фигура из
пяти точек содержит внутри себя пентаграмму, коему факту Корнелий
Агриппа приписывал множество тайн. Когда доктор Томас Инман занялся
исследованием древностей с целью найти рациональное объяснение
архаического символизма, Пентаграмма оказалась, по его словам,
единственным символом, смысл которого он не смог постичь. Элифас Леви,
считавший своим призванием все оккультные науки и философию, утверждал:
(1) что Пентаграмма это символ микрокосма, (2) что она представляет
собой то, что каббалисты «Зо-гара» называют микропросопом, (3) что ее
постижение есть ключ к двум мирам, (4) что это абсолютная
натурфилософия и естественная наука, (5) что она отражает превосходство
ума над природными элементами, (6) что она Звезда Волхвов, Блистающая
Звезда гностических школ, знак умственного всемогущества и
самоправления. В более академических кругах, нежели оккультная
философия, Пентаграмма является символом Христа, Святого Духа,
правящего четырьмя аспектами нашего природного естества. Следовательно,
это «не умственное всемогущество», но сила Божественной Благодати,
главенствующая над душой: это теократия как противоположность
автократии, самоправления.
Гексаграмма. Двойной треугольник Соломона является знаком макрокосма:
ему приписывается множество смыслов в Малых и Больших таинствах.
Во-первых, Троица, ведущая небесные записи и вершащая суд на земле.
Во-вторых, знак Вечного Создателя, Великого Зодчего. В-третьих, это
также триединый человек, совершенный образ в архетипическом мире и
Божественном Разуме, который в дальнем мире представлен волей, желанием
и разумом. Более того, он отражает герметическое
учение о соответствиях, гораздо позднее популяризованное Сведен-боргом,
но существенное в доктрине «Зогара». Согласно философскому магу Элифасу
Леви, «понятия бесконечности и абсолюта» выражены через символ, который
он называет Великой Печатью Соломона — «она означает наиболее простое и
завершенное изложение универсальной науки». К несчастью, эту науку
невозможно отразить в символе, даже если тот присущ ее существу. По
Рагону, Гексаграмма была знаком (1) происхождения, (2) божественной
плодовитости, (3) творящей способности, поскольку (4) число шесть в
древности было посвящено Венере. Леви утверждает также, что в алхимии
шестиугольная звезда представляет смесь трех философских огней и трех
философских вод, из которой произошли все элементарные субстанции.
Однако для истинной алхимии есть лишь один огонь и одна вода, и мне
неизвестен источник, повествующий о подобной троичности. В
первоначальном смысле Гексаграмма, или Звезда и Печать Соломона,
мак-рокосмична, тогда как Пентаграмма является знаком микрокосма. Но в
силу того, что больший и меньший миры сосуществуют, они образуют
истинную Misterium Magnum (Великое Таинство) и являют Magnalia Dei et
Naturae (Величие Бога и Природы).
Солнце и Луна. Духовная близость двух этих символов отражена в эмблемах
Солнца и Луны, имеющих более глубокое значение, чем то, что лежит в
масонстве на поверхности. В наших справочниках Солнце олицетворяет
призыв к труду, который уравновешен дополняющим его понятием отдыха.
Оба состояния объединяются в идее восстановления сил. К тому же оно
представляет собой отражение человеческого прогресса — от младенчества,
через взросление к старости — и наступление лучших времен. В
соответствии с этической «всеядностью» масонства парный Солнцу символ
Луны акцентирует привычную теологическую доктрину, гласящую, «что
высшие святые на земле и на небе, как и светлейшие ангелы, только
отражают свет Солнца Праведности». Ко всему прочему, говорят, что это
служит напоминанием о важности астрономии как науки, ведь лунные фазы
были «среди первых небесных феноменов, пленявших философские умы».
Однако этот урок мало что значит для масонства. Хотя если мы обратимся
к другим школам тайной традиции, то обнаружим, что Солнце и Луна имеют
и духовный смысл. Они представляют Бога и Его Шехи-ну, Пневму и Психею,
высшее понимание и логическое рассуждение. Солнечный образ означает
также Свет Божий, наполняющий душу, а Луна, ассоциирующаяся с женской
половиной нашей природы, главенствующей в душе, — Божественную Любовь.
Нет сомнений в том, что в христианском учении это отражено в догмате
Святого Духа, однако этот Дух никак не связан с женским аспектом
божества в тринитарной теологии. В каббалистической теософии Ше-хина
есть Божественная женственность, что заключено в многозначительном
утверждении: «Бог и Его Шехина суть Одно». Это возвышенное понятие
несравнимо с женскими божествами из любых древних пантеонов, будь то
Исида, Урания или Паллада. Средневековая оккультная философия
признавала солнечный и лунный принципы в качестве составляющих любого
природного элемента, и утверждалось, что подобные метафизические Солнце
и Луна объединены в торжественном и священном сосуде. В классических
мифах Луна иногда изображалась как вместилище или источник
происхождения душ. И как мы уже видели, посвященные Элевсина носили имя
Возрожденных Детей Луны. Подобно этому в мистериях Цереры души
считались рожденными из пещеры посвящения, и это представлялось как
исхожде-ние через дверь на темной стороне Луны, либо рождение на Лунном
Корабле, что служило другим названием спутника Земли, плывущего по
лазурному небесному морю. Тем не менее все эти аллегории относятся к
физическому светилу только благодаря материальной его стороне, забывая
о духовной его противоположности. Истинное их призвание заключается в
дополнении до целого того Солнца, которое Апулей узрел светящим во
мраке ночи ярчайшим великолепием. Прокл называл его «самосозерцающим
отражением источника природы», и здесь же открывается путь к астрономии
мистерий, так что мы понимаем, как серьезно рассматривалось глубокое
изучение небесного
свода в качестве условия постижения мистического знания. В один из
своих вдохновенных моментов Эли-фас Леви заключает, что «Небеса есть
зеркало человеческой души, и когда мы думаем, что читаем по звездам,
читаем мы в самих себе». За всем этим стоит то, что мистики определяют
как itinerarium mentis in Deum. — путешествие ума к Богу.
Точка и Круг. Для начала откажемся от всего, что было сказано по этому
вопросу в «Масонских Наставниках» и Справочниках. Для обычных членов
Голубого масонства точка может и далее сколь угодно долго представлять
«индивидуального брата», с его обязанностями по отношению к Богу и
человечеству, ограниченными окружностью. Они могут продолжать искажать
древний символ добавлением «двух перпендикулярных параллельных прямых»
и давать нелепое объяснение тому, говоря, что они олицетворяют святых
покровителей нашего Ордена: св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна
Евангелиста. Меня, ученика Больших Мистерий и гражданина Вечного
Царства Символизма, учили совсем другому. «Точка — это то, что не имеет
частей и величины». В метафизическом учении об абсолюте этот
геометрический постулат является единственным возможным отображением
невыразимого Бога, или Того, что остается после снятия всех
антропоморфных покровов Божества. Другими словами, это Бог Мистической
теологии Дионисия Ареопагита и его комментатора Эуригены. Бесчастная
точка, не имеющая величины, есть метафизический образ Бесконечности,
поскольку метафизическая Бесконечность не подразумевает протяженность,
и Вечности, поскольку Вечность не длится с «сейчас» без конца. Она же
означает необусловленное, которое настолько превосходит все причинно
обусловленное, что может быть описано как его противоположность только
благодаря гибкости языка, ибо оно стоит выше любых оппозиций. Отношение
между этой точкой и тем кругом, центром которого она и является, — это
священность понятия Бога, ограничения, наложенные на невыразимое ради
постижения нашим конечным логическим аппаратом. Точка в Круге имеет,
конечно, и другие относительные значения, многие из которых
взаимоисключают друг друга. Это, к примеру, Святой Дух, творящий и
поддерживающий человеческую природу. Это Богоче-ловечество, собранное
воедино в церковных стенах. Это Тайная Церковь, существующая внутри
официальной. Это, наконец, действительное Присутствие Бога в
Евхаристии.
Другие масонские символы. Необходимо сразу понять, что число их весьма
велико. К примеру, Столпы J и В являются символами, как и те, что
представляют Мудрость, Силу и Красоту и являются прямым отражением
Древа Жизни каббализма. В масонстве существует кубический алтарь,
нижней своей частью соответствующий жертвеннику курения, где Михаил
приносит в жертву души праведников и они возносятся как вечное
благоухание к небесному престолу Господа Бога. Символич-ны также и
Чертежные Доски, и клетчатый ковер, по которому ступают масоны. Рабочие
инструменты, коих есть множество из-за разнообразия степеней, и
подобные им аксессуары, пришедшие из оперативного искусства, — это
основные символы искусства, называемого символическим, их смысл всегда
с нами, хотя все-таки нам недостаточно просто их созерцать, как
недостаточно нашим ушам выслушивать нравоучения, с ними связанные.
Ключевой камень степеней вне Цеха остается великим символом, ибо мы
знаем, Кто является Главой Угла в том опыте, что зовется христианским
таинством. В христианских степенях есть свои благодатные символы и
священнодействия: Крест Славы, отражающий манифестацию Божества в
границах пространства и времени; Монограмма Константина; буквы I. N. R.
I. и все то, что лежит глубже формальных толкований их смысла; и,
конечно, те священные обряды, которые лишь тени, отраженные в наш мир с
небес.
Человеческие аспекты. Вернемся, однако, к цеховым степеням. Едва ли в
масонской типологии можно обнаружить хотя бы один символ, который в том
или ином своем аспекте не соответствует определенному человеческому
проявлению. Где-то на этих страницах я уже показал, как shema radicalis
(радикальная схема) аллегоричес-I кой архитектуры Первой цеховой
степени связана со строительством человеческой сущности.
Это иллюстрируется Грубым и Совершенным Тесаным Камнем, представляющими
кандидата до посвящения и после достижения им мастерской степени.
Однако все это относится к элементарной, или формальной, стороне
символизма, за которой сокрыты понятия о перерожденном и вновь
рожденном человеке, о естественном состоянии и пребывании во Христе.
Опять же не забудем о лестнице Иакова, одном из распространенных
изображений масонства, стоящей на Книге Божественного Закона и
восходящей к небесам, но этим темам я уже дал подобающее освещение.
Томас Воган в своей глубокомысленной манере пишет, что без нее
невозможно никакое движение вверх или вниз, всеобщее или личное, то
есть подразумевающее снисхождение благодати и восхождение
добродетельного человека. Она является связующим звеном, лестницей души
и scala caeli (лестницей в небо). Следовательно, при желании в
масонском символизме можно повсеместно обнаружить ссылки на
«преображенную человечность», поскольку, говоря словами алхимии, «есть
лишь один сосуд и одна материя», как и «единственное учение», и один
лишь предмет, достойный занимать умы истинного человека. Такой предмет
действительно важен, и, несмотря на все разнообразие занятий и внешних
феноменов, искать его нужно внутри себя. В связи с чем я приведу один
розенкрейцерский отрывок: «Зачем ищете далеко, беспокойные смертные,
когда в вас самих, а не вовне лежит все, что вы взыскуете вовне, а не в
вас самих?» На этом я завершу этот краткий очерк о масонском
символизме.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4766" > МАСОНСКИЕ СИМВОЛЫ (MASONIC SYMBOLS) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.23 секунды