МАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ АДОПЦИИ
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



МАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ АДОПЦИИ




Помимо обрядов масонского крещения и принятия Louveteau, или Волчат,
существовала также форма, именовавшаяся усыновлением или адопцией для
новорожденных сыновей масонов, которую одно время практиковали во
Франции и Германии. По словам Клавеля, все начиналось с формального
открытия ложи, представления ребенка, чтения молитвы Мастером,
распростершим над ним руки. После чего приносилась клятва Ученика и
формально принималась Смотрителями, которые, таким образом, становились
крестными, следившими от имени ложи за новопринятым. Скорее всего,
именно эту церемонию перенял Альберт Пайк и ввел в практику Южной
юрисдикции Шотландского обряда, однако я уже давно не слышал, чтобы ее
там применяли. В любом случае подобную «адоп-цию» необходимо отличать
от тех адопционных обрядов, с помощью которых женщин допускали
(конечно, ограниченно и особым образом) к некоторым масонским
привилегиям, в зависимости от конкретного типа церемонии и символизма.
Смысл самого понятия «адопционный» весьма неясен, что вызывало
различные его толкования в прошлом. Я склоняюсь к мнению, что оно
просто означает принятие женщин в масонский Орден. Есть мнение,
некоторым образом восходящее еще к временам оперативного масонства,
согласно которому женщины не могли быть посвящены в истинное масонство,
поскольку труд каменщика, штукатура и прочих —сугубо мужское дело. В
XVIII веке невозможно было представить, что ремесло, имеющее моральный
смысл, и Дом Господень, возводимый только в сердце, под силу и женщине
— и если говорить о временах «Гуся и противня», «Кубка и виноградных
кистей», — это может быть вполне справедливо. Однако французская
галантность, а также и немного французской рассудительности оправдали
себя в глазах женщин введением адопционных обрядов, элегантных и
сентиментальных церемоний, декоративных развлечений для гостиных. Одним
словом, Адам символических таинств смог принять Еву и всякую ее дочь,
хотя почему он это сделал, так и осталось невысказанным. Ясно, что в
таком случае отпадает произвольное объяснение понятия, согласно
которому Адопционная ложа находилась под покровительством «некой
официальной масонской ложи», принявшей ее. Такое решение предлагал
Маккей, но в действительности все данные обряды возникали как
доступными для обоих полов, так и только для женщин, невзирая на их
принадлежность Братству, соответственно, Адопци-онные ложи, находящиеся
в согласии с только что высказанным предположением, составляют лишь
малую часть.
Происхождение адопционных обрядов. Теперь позволю себе перейти к
следующему недоразумению, связанному с утверждением о том, что
адопционное масонство существовало еще до появления Великой Ложи в 1717
году. Оно не было основано ни королевой Генриеттой Марией, вдовой Карла
I, с целью восстановления династии Стюартов, ни Петром Великим, таким
образом желавшим увековечить славу царицы Екатерины. Клавель приводит
1730 год как дату появления первого такого обряда. Однако это так же
маловероятно, как и 1775 год, р котором говорит Ж. С. Бубе в «Etudes
Ma-Qonniques» (Масонских исследованиях). Очевидно, что невозможно
проверить или подтвердить большинство дат, приписываемых всему
разнообразию обрядов. Тем не менее я уверен в существовании
адопционного масонства в период между 1740 и 1750 годами. Помимо этого,
был Ordre des Felicitaires (Орден Блаженных), относящийся к 1743 году,
однако едва ли можно причислять его к адопционно-му обряду, ибо его
единственным сходством с масонством выступала ритуальная сторона. Что
же касается L'Ordre des Fendeurs (Орден Лесорубов) Бошена
(Beaucha-ine), около 1747 года, считается, что его членами были как
мужчи ны, так и женщины, но, к сожалению, отношения к масонству он не
имеет никакого. В 1762 году Гиль-мен де Сен-Виктор опубликовал по
данной теме книгу «La Vraie Ма-gonnerie d'Adoption» (Истинное ад
опционное масонство). В 1774 году Великий Восток принял адопци-онное
масонство под свою эгиду, согласно Рагону. В 1775 году была основана
Адопционная ложа La Candeur (Прямодушие), и сразу же был устроен
грандиозный фестиваль, на котором герцогиня Бур-бонская в присутствии
герцогинь Шартрской и Ламбальской
была провозглашена Великой Гроссмей-стершей Адопционных лож Франции, и,
по-видимому, их было немалое число. Известно, что принцесса де Ламбаль
в 1780 году являлась Гроссмейстершей Адопционной ложи при Ложе
Общественного Договора, а императрица Жозефина в 1805 году была
Гроссмейстершей ложи в Страсбурге, действуя через свою поверенную
баронессу фон Дитрих. В 1810 году Жозефина де Ришпанс (Richepance)
стала Гроссмейстершей Дам Горы Табор. В конце концов напомню об уже
упоминавшейся Материнской Адопционной ложе Высокого египетского
масонства, основанной Калиостро в 1782 году в Париже. Три степени его
соответствовали трем степеням цехового обряда. (1) В степени Ученика
Соломон посвящал царицу Сав-скую в таинства Божественной религии, также
в этом ритуале фигурирует и змей из Эдема, который должен был
символизировать гордыню, однако запретный плод в данном случае служил
залогом возрождения к непорочной чистоте посредством Божественной
благодати. (2) В степени Компаньона кандидатке, обезглавившей змея,
была обещана способность общения с небесными душами. (3) Процедура
степени Мастера частично напоминала процедуру Третьей степени
египетского масонства — голубь призывал архангела Гавриила с тем, чтобы
тот совершил обряд очищения кандидатки, после чего последняя считалась
первозданно непорочной. Ко всему прочему, царицу посвящали в тайну
физического и душевного бессмертия, что напоминает регенерацию в
герметическом врачевании Калиостро. Гроссмейстерша этой степени
призвана олицетворять царицу Савскую.
Редакции обряда. Изначально адопционное масонство, по-видимому, было
представлено ритуалами Гильмена де Сен-Виктора, однако оно претерпевало
разнообразные изменения. Мне известны пять кодексов: (1) Manuel des
Franches Magonnes (Руководство для женщин-франкмасонов), 1762,
Сен-Виктора. (2) L'Adoption, ou la Ma-gonnerie des Dames, a la
Fidelite, chez le Silence (Адопция или женское масонство: о верности и
тайне) (Париж), 1775. (3) La Magonnerie des Dames, dites de l'Adoption
(Женское масонство или адопция), французский манускрипт приблизительно
1780 года. (4) Necessaire (sic) Magonnique d'Adoption a l'usa-ge des
Dames (Необходимые сведения об адопционном масонстве для пользы дам),
1817. (5) Rituel de la Magonnerie d'Adoption (Ритуал масонской
адопции), I860, Раго-на. Согласно Сен-Виктору, обряд адопции состоял из
четырех степеней: (1) Ученицы, (2) Компаньонки, (3) Мастерши, (4)
Совершенной Мастерши, или Совершенной Масонки. Четвертый кодекс имеет
еще и пятую степень, о которой говорит и Рагон, тогда как рукописный
кодекс приводит лишь первые три. В степени Ученицы Чертежная Доска
изображает Ноев ковчег, плывущий по водам потопа, вавилонскую башню и
лестницу Иакова. Во время церемонии принятия кандидатка располагается у
ковчега, между башней и лестницей. Башня символизирует человеческую
гордыню и слабость. Лестница возведена на платформе, к которой ведут
две ступени, представляющие любовь Бога и человека, а пять ступеней
самой лестницы суть добродетели, исходящие от чистой души. Таким
образом кандидатку ставят между грехом и добродетелью. Ковчег отражает
плавание человеческого сердца в бушующем море страстей. В степени
Компаньонки Чертежная Доска изображает Рай Земной, Древо Познания и
реку, питавшую Райский сад. Также изображалась Смерть, топчущая красоту
и разнообразие этого мира. Кандидатке дают вкусить яблока, однако без
семени запретного плода. Яблоко без своей сердцевины символизирует
мягкий нрав истинного масона. Древо познания внушает покорность законам
Провидения, а река представляет стремнину человеческих страстей,
управлять которыми нас и учит масонство. В степени Мастерши Чертежная
Доска чрезвычайно разнообразна, и на ней нарисованы:
(1) Ноев ковчег на горе Арарат, радуга над ковчегом, (3)
жертвоприношение Ноя, (4) жертвоприношение Авраама, (5) Содом, (6)
соляной столп, в который обратилась жена Лота, (7) разрушение
вавилонской башни, (8) Солнце, Луна и Звезды. Церемония происходит у
подножия ковчега. Объяснения требует лишь последняя картина Солнца,
Луны и Звезд, которая должна отображать
отца и мать и одиннадцать братьев Иосифа, бросивших его в колодец.
Высшие степени. Степень Совершенной Мастерши связана со скинией
странствия, однако будучи гипотетически завершением адопционного
масонства, на деле она оказывается малопонятной и бессмысленной с точки
зрения символики. Пятой адопционной степенью, согласно Necessaire
Magon-nique,, является Величественная Дама Ecossaise, иначе степень
Избранной. Это степень меча: во время церемонии кандидатка исполняет
роль Юдифи, вступая в ложу на второй стадии ритуала, она несет
изображение головы Олофер-на. Мастер представляет Первосвященника
Елиакима, который в свою очередь символизирует душу, в то время как
Юдифь и ее служанка, соответственно, свойства души. Вожди народа и сам
народ есть тело и его члены, армия же Олоферна — «страсти, управляющие
ими». В общем, все это весьма условное и банальное толкование
библейского сюжета.
Второстепенные обряды и степени. До сих пор я писал о том, что призвано
было представить адопционное масонство в его изначальном виде. Тем не
менее ряд вопросов, оставленных вне рассмотрения, интересен и с
исторической точки зрения. Все же не следует забывать о двояком смысле
названия этого раздела моей заметки об адопционном масонстве: оно может
означать и то, что упомянутые здесь обряды незначительны, и то, что
наши знания о них частичны и поверхностны. Например, если бы мы
обладали большими знаниями о Дамах Горы Табор, то они заняли бы одно из
главенствующих мест среди женского масонства. То же можно предположить
и о некоторых других системах. Однако определенно можно заявить, что в
большинстве случаев мы почти ничего не упустили, благодаря
скрупулезности проведенных исследований.
Porame Verte, или Орден Зеленого Яблока. ТОТ же Тори утверждает, что
это было андрогинное общество, возникшее в Германии в 1780 году и позже
перенесенное во Францию. Более о нем ничего не известно.
Адопционные степени Eeossais. В дополнение к Dames Ecossaises Горы
Табор нам известно и об анд-рогинной степени, учрежденной в 1783 году
мадам де Шоссе (Chaus-see), принадлежавшей Великому Востоку. Другим, ее
названием служило Parfaite Ecossaise. К тому же в собрании Пирона
упоминается обряд или степень Dame Ecossaise Sublime (Шотландская
Величественная Дама), однако это — адопционный обряд 1809 года, о
котором я уже писал.
Академия Иллюминатов в Авиньоне (Academy of the Illumines at Avignon).
В данной книге и в «Secret Tradition in Freemasonry» (Тайной традиции
во франкмасонстве) я уже замечал, что в строгом смысле это не был
масонский обряд. Иногда говорят о его двуполом характере, однако он не
был и адопционным обрядом, поскольку вообще обрядом не являлся. Его
можно скорее отнести к исследовательским обществам того времени, не
имевшим церемониальной формы выражения. Нет сомнений в том, что женщины
в него принимались, если они отвечали его требованиям, какие
предъявлялись и к мужчинам, независимо от того, были ли они членами
Братства или нет. Я упомянул о нем лишь с целью положить конец
очередной легенде, принадлежавшей масонским писателям прошлого.
Амазонок Орден (Order of Amazons). Рагон называет его системой
андрогинного масонства, появившейся в начале XVIII века в Южной
Америке. Попытка перенести ее севернее в 1740 году обернулась неудачей.
Я убежден, что до этой даты адопционного масонства вообще еще не
существовало. В этом я ссылаюсь на Маккея, сообщавшего, что он никогда
не слышал о деятельности этого ордена, а он, конечно, знал все
масонские организации своей страны. Таким образом, мы имеем дело с
чем-то несущественным, что, весьма вероятно, является выдумкой того,
кто первым о нем упомянул.
Амаранты Орден (Order of Amaranth). Прежде всего это был орден
наездников, основанный Кристиной, королевой Швеции, в 1653 году,
которая была его Гроссмейстершей и имела пятнадцать рыцарей и
пятнадцать дам в своем непосредственном распоряжении. В ордене
существовал один глупый и досадный запрет, согласно которому холостякам
не разрешалось жениться, а женатым связывать себя узами брака во второй
раз. Женская часть ордена также не могла надеяться на изменения в
личной жизни. Кроме этого, существовал Орден Амаранты, который Роберт
Мейси (Масеу) основал в Нью-Йорке в 1883 году, как дополнение к Ордену
Восточной Звезды. В этом ордене была ритуальная сторона, и он был
весьма активен на ниве благотворительности. Я говорю о нем в прошедшем
времени не потому, что абсолютно уверен в его исчезновении, но в силу
того, что в наши дни уже мало кто о таком ордене слышит.
Аргонавтов Орден (Order of Argonauts). Их девизом служили слова
«Радость навсегда», мифом являлась история плавания за золотым руном, а
печать представляла собой серебряный якорь, инкрустированный зеленой
эмалью. Встречи ордена происходили на палубе символического судна под
командованием Великого Адмирала, а фактически в храме, построенном на
маленьком острове на озере, находившемся во владениях основателя
ордена. Предположительно, им был Конрад Франц фон Ретц (Rhetz), живший
в графстве Браун-швейг. Появление ордена относят к 1772 году. Известно,
что членами его были представители обоих полов. Однако этого
недостаточно, чтобы причислить Орден Аргонавтов к адопционному
масонству, а единственным поводом для дальнейшего исследования нам
остается лишь их девиз. Безосновательным представляется бытующее мнение
о его происхождении от обряда Строгого Послушания.
Блаженства Орден (Order of Felicity). В роли источников здесь выступают
Леннинг, Тори и Кла-вель. Первый указывает на французскую брошюру 1746
года, в которой, по-видимому, и были поведаны секреты этой «андрогинной
группировки», по меткому замечанию Леннинга. Считается, что орден был
основан в Париже в 1743 году неким Шамбоне (Cham-bonnet), о котором мне
ничего не известно. В нем символически отражалась жизнь моряка в
четырех степенях: (1) Юнга, (2) Капитан, (3) Командор, (4)
Вице-адмирал. Адмиральское место занимал Гроссмейстер, и кажется, что
более поздний Орден Аргонавтов многое позаимствовал из церемониала
данного общества. Известно, что ритуал был насыщен морской символикой.
В те времена для женщин морская карьера была столь же недоступна, как и
членство в Братстве. Однако как в адопционном масонстве они становились
как бы масонами, так и во время церемоний этого ордена они играли в
морскую жизнь, весьма символическую, хотя вряд ли духовно осмысляемую
каким бы то ни было образом. Они, должно быть, часто ссорились между
собой и со своим Адмиралом и основателем, так как некоторые члены
команды навсегда покидали корабль Блаженства, в конце концов
организовав Орден Рыцарей и Дам Якоря. Так возникла связь моряков с
рыцарством — логика и последовательность ничего общего не имели с
подобными обществами. Говорилось, что в первоначальном ордене
галантность не знала границ. Что же касается перемен, произошедших в
нем, еще в 1745 году, возможно, они имели характер нравственной
реформации. По-видимому, история обоих псевдоорденов завершилась вскоре
после этого.
Верности Орден (Order of Fidelity). Под таким именем Чарльз, маркграф
Баден-Дурлаха, организовал общество знатных людей, которым он раздавал
рыцарские звания. Сам он и его наследники получили право называть себя
Гроссмейстерами. После появления в 1748 году в Париже Адопционный Орден
Рыцарей и Дам Верности был перенесен в Германию. В остальном его
история и цели доселе покрыты тайной.
Вечного Прогресса Орден (Order of Eternal Progress). Это название сразу
указывает на американское происхождение, и хотя появился орден лишь в
1867 году в Филадельфии, он уже не числится в перечнях тайных обществ.
Я обнаружил одно упоминание о его целях, но и из него становится
очевидным отсутствие каких-либо связей с масонством. Ко всему видно,
что в орден допускались и мужчины, и женщины, а должности
распределялись в равном соотношении. Те места, в которых проводились
собрания, нарекались святилищами. Отчасти это было благотворительное
общество, и некоторые благодеяния включались в саму его программу,
особенно часто — посещение больных. Также исповедовалась терпимость.
Управляли организацией некие Мастера Света (Masters of Light). Прогресс
же имел место на поприще всеобщего воспомоществования.
Гармонии Орден (Order of Harmony). Здесь я буду ссылаться на «Немецкий
справочник», в котором сказано о ком-то по имени Гроссингер
(Grossinger), основавшем Орден Гармонии в 1 788 году, и герцогине
Ньюкаслской, его Гроссмейстерше. Где произошло это событие —
неизвестно, но вряд ли то была Германия. До сих пор остается лишь
гадать о характере и количестве его степеней и об его отношении к
масонству. Как бы то ни было, все в нем сводилось к проповеди культа
любви и дружбы.
Героиня Иерихона (Heroine of Jericho). Еще одна адопционная степень,
доступная женам и дочерям американских масонов Королевской Арки,
впервые упомянутая Маккеем. Она связана с историей Раав, иерихонской
женщины, и, таким образом, имеет прямое отношение к Ордену Алого Шнура.
Как бы то ни было, данный орден особенно останавливается на договоре
между Раав и израильскими соглядатаями, спасенным лишь благодаря ее
хитрости и в обмен пообещавшими пощадить дом ее отца. Подобно этому
Герои ни Иерихона защищают своих масонских мужей и отцов. Тем не менее
вследствие многих несоответствий эта адопционная степень, как и сам
Орден Алого Шнура, не имеет особого значения. Она может быть дарована
любым масоном Королевской Арки любому, кто признан готовым к ее
получению. Компаньоны Арки, имеющие эту степень, носили имя Рыцарей
Иерихона, в соответствии с обычным увлечением анахронизмами,
характерным для всех создателей глупых ритуалов. История Раав
приводится во второй главе книги Иисуса Навина. Степень называлась
почетной, в том, наверное, смысле, что не требовалось никакой платы за
ее получение.
Голубя, Рыцарей и Дам общество (Society of the Dove, Knights and
Ladies). Мне неизвестно, откуда Маккензи почерпнул свою уверенность в
существовании андро-гинного тайного общества с таким названием,
отличавшегося «схожей с масонством формой» и возникшего в Версале в
1784 году. Он же говорит о том, что оно давно уже принадлежит прошлому,
с чем трудно не согласиться.
Дамы Горы Табор (Dames of Mount Tabor). Несмотря на весьма позднее
появление, это общество представляется примером истинного адопционного
масонства, и остается только сожалеть, что нам так мало известно о нем.
Оно было основано французской ложей Les Commandeurs du Mont Thabor
(Повелители Горы Табор) в 1809/"оду под точным именем Dames Ecos-saises
de l'Hospice du Mont Thabor (Шотландские Дамы Приюта Горы Табор). В
1818 году их признал Великий Восток. Внутри общества существовали
четыре нижеследующие ступени: (1) Масонская Послушница (Masonic
Novice), (2) Осторожная Компаньонка (Discreet Companion), (3)
Мастерша-Адона-итка (Adonaite Mistress), (4) Нравоучительная Мастерша
(Moralist Mistress). Целью, которую ставили себе члены этого общества,
было предоставление пищи и работы благочестивым женщинам, переживавшим
трудные времена. Очевидно, столь несложная задача плохо согласуется с
наличием четырех степеней, из которых о Maitresse Adonaite мы вообще
ничего сказать не можем, а последняя степень представляется наиболее
существенной, если говорить о нравственной стороне вышеупомянутой цели.
Девы и Дамы Истины (Maids and Dames of Truth). Как нам уже известно,
Дамы Горы Табор были порождены, с точки зрения адопционного символизма,
ложей «Повелители Горы Табор» в 1809 году. Однако по другой версии, их
основал Мишель-Анж Бернар де Мангури (Mangourit), масонский писатель,
опубликовавший курс масонской философии и положивший начало
литературному обществу свободомыслящих масонов. Весьма возможно, что
еще ранее, в 1776 году, он же основал обряд Sublime Elus de la Verite
(Величественных Избранных Истины), доступный представителям обоих
полов.
Добродетели, Орден (Order of Virtue). Дата основания не ясна, тем не
менее мне известно, что это ответвление Tugend Bund (Союза Добродетели)
появилось в Шарло-тенбурге только в 1813 году. В орден допускались как
мужчины, так и женщины, и он имел скорее политический характер, а не
масонский, хотя все подобные организации так или иначе походили на наше
Братство формами церемониальных практик. В общем, к нашему предмету это
отношения не имеет.
Добрый Самаритянин (Good Samaritan). Достоверно известно, что эта
американская адопционная степень: (1)
имеет внушительную церемониальную сторону и (2) весьма почитается теми,
кто ею обладает. Однако далее в воспоминаниях последних ничего не
говорится о практических целях, будто бы означенных самим названием. В
нее. посвящают лишь масонов Королевской Арки и их жен, но причина для
подобного ограничения давно позабыта. Печальная участь жены Лота и сама
притча о добром самаритянине не обязательно связана с Зоровавелем,
князем Иудиным, или с подготовкой к возведению Второго Храма, хотя
частично это можно обнаружить в соответствующих главах Священного
Писания.
Избранная Величественная Дама (Sublime Lady Elect). Еще одна
адопционная степень из перечисленных Пироном, никогда не
существовавших, кроме как на бумаге, если только не считать ее
идентичной с Dame Ecossaise.
Надежды Рыцари и Дамы (Knights and Ladies of Hope). В данном случае
следует отметить, что этот андрогинный орден для подкрепления своих
притязаний сфабриковал специальный миф. Если верить последнему, то
основан орден был Людовиком XV по просьбе маркиза де Шателе около 1750
года. Ложа этого ордена появилась, как говорят, в Гамбурге в 1757 году
и была весьма многочисленной.
Орден Мопсов (Order of Mopses). Нелегко правильно рассмотреть это
учреждение из-за многочисленной связанной с ним путаницы, а длинный
перечень, приведенный Кла-велем, отмечен характерными для последнего
полетом фантазии и преувеличениями. Возможны следующие варианты. (1)
Это был орден немецких студентов, типа Фи-Бета-Каппа, прекративший свою
деятельность в 1748 году в Гот-тингене. (2) Это было очередное
глупейшее собрание масонских жен. (3) Он возник, напротив, с серьезными
целями под покровительством Католического Электо-ра Кельна в качестве
временного заместителя масонства, после его обличения в 1738 году
буллой Папы Климента VIII. Дело усложняется вероятностью существования
двух орденов, а именно: (1) того, что появился в 1738 как следствие уже
упомянутых событий (либо с участием, либо без оного со стороны
Электора), (2) андрогинного общества, возникшего в 1776 году. Лично я
не верю в историю с Электо-ром. Немецкое слово Mops значит «щенок
мастифа» или «мопс» и символизирует верность, характерную для отношений
внутри братства. Испытание верности заключалось в целовании собачьего
хвоста. Невзирая на все ухищрения, эта оскорбительная процедура служит
прямым указанием на глупейший характер притязаний этого так называемого
ордена. Добавлю лишь, что по поводу мифа о кельнском Электоре можно
обратиться к «Немецкому справочнику». Тори заявляет, будто местом
основания была Вена, и приводит те же причины, что связаны с интересами
католической церкви и папской буллой.
Орден Судна. Возможно, это иное название Ордена Блаженства или даже
Ордена Аргонавтов. В противном случае, это общество абсолютно
неизвестное.
Орден Филокорейтов (Order of Philocoreites). Греческое название
означает «любители удовольствия». Думаю, достаточно лишь добавить, что
возник он во французской армии в 1808 году, в то время, как она была
дислоцирована в Испании. Об этом ордене мы узнаем из «History of the
Foundation of the Grand Orient of France» (Истории основания Великого
Востока Франции) Тори. Последний определил его как: (а) немасонский и
(Ь) подражательный по отношению к адоп-ционному масонству. Этой
дилеммой, пожалуй, и ограничусь.
Палладия Орден (Order of the Palladium). Этот орден представляет
интерес единственно в качестве источника, на который Лео Таксиль
опирался, изобретая историю о Сатанинском палладизме, или палладинском
масонстве. Оригинальную институцию с таким названием относили к разным
лицам и разным городам: Камбрэ, 1637 год, причем Фенелон был автором
его ритуалов и статутов, за четырнадцать лет до собственного рождения;
Дуэ, 1737 год; и, наконец, что наиболее вероятно, Париж, 1773 год.
Незамысловатая легенда гласит, что сам Пифагор привез его из Египта в
Грецию. Степеней было две: (1) Адельф, или Брат, и (2) Компаньон
Одиссея. Понятно, что ни одна из них не имеет отношения к андрогинности
ордена. Однако нам в связи с ним известно также и о Компаньонках
Пенелопы, что уже прямо указывает на участие в обществе женщин.
Последний раз оно упоминается как «очень моралистическое общество», но
согласно другому источнику, «оно было разогнано полицией вскоре после
своего возникновения», возможно, за практическое воплощение максимы «я
знаю, как нужно любить».
Принцессы Короны (Princesses of the Crown). Тори сообщает об
адопционном ордене под таким названием, который недолго просуществовал
после своего учреждения в 1770 году в Саксонии. Вудфорд же приводит
местом основания Швецию. Однако неизвестно, являлся ли он обрядом или
степенью, как неизвестно и о самой «короне». Вряд ли этим венцом был
Кетер с каббалистического Древа Жизни. Название предполагает, что в
орден принимались только женщины, хотя можно было бы предположить
существование и соответствующего ордена «принцев».
Ревекки, степень (Degree of Rebecca). Независимый Орден Тайных Братьев
(Oddfellows), будучи по существу благотворительным, мог бы разделить
преимущества, происходящие от принятия адоп-ционных степеней, однако
оказалось, что в Америке получила признание, только степень Ревекки.
Она появилась в 1861 году, но я не смог найти никаких сведений, кроме
того, что степень предназначалась для жен членов Тайного Братства.
Можно предположить, что их дочери также имели право вступать в нее, но
в документе, на который я ссылаюсь, об этом ничего не говорится, что,
конечно, не исключает ошибки. О ее нынешнем существовании мне также
ничего не известно.
Розы Рыцари и Дамы (Knights and Ladies of the Rose). Клавель выступает
в данном случае в роли источника и показывает, что этот
предположительно адопционный орден по крайней мере имел красочный
церемониал, посвященный сентиментальному служению символической любви,
как ее понимали во французском масонстве конца XVIII века. По-видимому,
все процедуры носили весьма невинный характер, однако это не спасало
орден от банальности. Специфическое «сердечное рыцарство» появилось
сначала в Париже в 1781 году благодаря усилиям месье де Шомона,
называемого масонским секретарем герцога Шар-трского, впоследствии
Орлеанского или Филиппа Эгалите, пятого Гроссмейстера французского
масонства. Орден располагался в Париже, а место проведения собраний
носило имя «Храм Любви». Кандидаты-мужчины принимались жрецом,
посвящавшим их в рыцари — что вполне соответствовало распространенной
тогда склонности к анахронизмам. Женщины принимались Первосвященницей,
которая награждала их титулом Нимфы, или Chevaliere, что, по-видимому,
служило синонимом первого. Условием в обоих случаях выступало
достижение половой зрелости. В конце концов целью являлось счастье,
видимо, через любовь. Достоверно известно, что кандидаты исповедовались
в своих «ухаживаниях», хотя возможно, что это относилось лишь к так
называемой платонической любви, или кандидаты упражнялись в игре
воображения. Орден вспыхнул на мгновение ярким пламенем, но вскоре
потух. Сообщают о другом Ордене Розы, основанном в том же году в
Берлине авантюристом по имени Ван Гроссинг (или Гроссингер) — о нем мы
уже слышали. Орден состоял из двух степеней: Подружек и Наперсниц.
Раскрытие «секретов» в откровениях Ф. Вадзека (F. Wadzeck) в 1787 году
привело к прекращению его существования, если это не случилось с ним
раньше.
Сапфо Общество (The Society of Sappho). Я встречал лишь одно упоминание
этой организации, существовавшей в Париже, а не на Лесбосе. Было
сказано, что это полумасонское общество. В него принимались только
женщины. Возникло оно около 1774 года, имело связи с жирондистами и с
ними же исчезло с лица земли. Нельзя быть уверенным, однако, что что-то
в названии предполагает более таинственную историю, например,
неофициальную связь с Petit Resurrection des Templiers (Малым
Возрождением Тамплиеров).
Свободы Орден (Order of Liberty). Тори сообщает, что этот французский
андрогинный орден был учрежден в Париже в 1740 или 1744 году и что его,
по-видимому, вследствие ранней даты, следует считать предтечей
адопцион-ного масонства. Я приведу лишь два суждения, противоречащих
этому утверждению. (1) Мы уже убедились, что существуют и другие
претенденты на первенство, но ввиду крайней неудовлетворительности
доступных масонских
документов трудно кому-либо отдать предпочтение. (2) Нет доказательств
тому, что Орден Свободы был масонским по форме или церемониалу — к тому
же общества, принимавшие как мужчин, так и женщин, существовали задолго
до него, посему я счел бы неразумным настаивать на его первенстве.
Согласия Орден (Order of Concord). В один из орденов с таким названием,
а именно основанный принцем Шварцбург-Рудольштад-ским в 1718 году,
принималась как мужчины, так и женщины. Тем не менее нет оснований
полагать, что у него существовал ритуал, а связи с масонством опять же
невозможны ввиду ранней даты. Я упомянул его лишь следуя за другими, а
не в силу его принадлежности данной теме. Считается, что орден
прекратил свое существование в 1857 году, однако я датировал бы это
событие веком раньше.
Стойкости Орден (Order of Perseverance). Тори и Рагон сообщают о
создании рыцарского ордена под этим именем в Париже около 1771 года при
дворе Людовика XV представителями польской знати. Говорилось о
многовековой истории его славного существования в Польше под
покровительством королевской фамилии. Я полагаю, что это менее
невероятно, чем его мифическая связь с окружением французского короля.
Возможной задачей было служение гуманизму, что все же говорит очень
немногое. Считается, что многие выдающиеся личности вступили в его
ряды, например мадам де Жан-лис, однако это не спасло орден от скорого
забвения. Нет оснований предполагать какое-либо отношение его к
масонству и адоп-ционным обрядам или степеням, если не принимать во
внимание красочной церемонии его открытия.
Столетия Орден (Order of the Centaine). Сведения исходят от Тори,
относившего Орден Столетия к андрогинным системам масонства. Возник он
в Бордо в 1735 году. Так же его называли мистическим, и в те времена
сложно представить себе разумное основание для суждения о его масонском
характере. Вудфорд приводит другую дату — 1755. но не утруждает себя
доказательствами.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4765" > МАСОНСКИЕ ОБРЯДЫ АДОПЦИИ </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.19 секунды