МАРК-МАСОНСТВО (MARK MASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



МАРК-МАСОНСТВО (MARK MASONRY)




Если опираться на все доступные мне материалы исследований, проведенных
до сих пор, то можно сказать, что впервые эта почетная степень
встречается в протоколах Капитула Дружества (Chapter of Friendship),
собрание которого проходило в портсмутской таверне «Георг» 1 сентября
1769 года — тогда Про-Гроссмейстер Томас Дан-керли посвятил несколько
братьев в Марк-масоны и Марк-Мастера, каждый из которых выбирал свою
метку (Mark). В следующий раз она появляется в связи с Ложей № 124
Маркиза Гранби (Marquis of Granby Lodge) в 1774 году. Первая запись
относительно ее существования в Шотландии находится в протоколах Ложи
Банффа (Banff Lodge), датируемая 1778 годом. Эти факты, которые,
кажется, не были найдены, а как-то объявились сами, оставляют ситуацию
происхождения Марк-масонства полностью непроясненной. Мы мало знаем о
первых формах ритуала Марк-степени, однако что-то можно сказать, я
думаю, и на основании двух сохранившихся ритуалов. Тот, что существует
в послушании Великой Марк-Ложи Англии и Уэльса, оглупляет символическую
процедуру насилием над элементарной логикой вещей — меняя местами два
ее главных момента, так что кандидат вынужден отступить на тот шаг, что
он только что сделал, и отменить достигнутый статус, хотя он и
официально признан. Последовательный же ритуал существует в Шотландии,
в котором Марк-человек предшествует Марк-Мастеру. Я уверен, что
последняя из приведенных мной версий относится к более раннему времени
и близка к оригинальной форме, особенно к той, что существовала в
рамках Капитула Дружества — если сравнивать с тем, что запечатлено в ее
протоколах.
Шотландский вариант. Также из этих протоколов, как и из шотландского
варианта процедуры, следует, что знакомая нам история о том, что
Марк-степень происходит из степени Подмастерья и относится к ней, есть
лишь праздная фантазия, закрывающая собой истинный ее смыдф^Нет ни
одного свидетельства в пользу того, что степень полностью присуждалась
кому-либо, кроме Мастеров, и будь второй пункт ритуала в его
шотландском виде отделен от первого таким образом, что он соотносился
бы с простыми членами Цеха — а первый с Мастерами, — весь ритуал
потерял бы все свое здравое содержание. И хотя очевидно, что именно
второй пункт, по соображениям, связанным с официальными тайнами, всегда
соотносится с Мастерами, я считаю, что правило: «исполнение
Подмастерьем» всегда, так сказать, с символического начала,
присутствовало в Марк-степени. И уже нет надобности говорить о том, что
в церемонии Марк-Инсталляции (утверждения метки) есть несколько
существенных пунктов ее зависимости от Третьей степени — ведь
последняя, вне всякого сомнения, старше первой.
Оперативные элементы. Согласно этой гипотезе, степень связана с
оперативным масонством, и в начале процедуры на этом особенно делают
ударение. Однако в том, что может быть названо переломным моментом
степени, вступает в силу другая ее сторона. Более мы ничего не слышим о
работах в каменоломнях и лесах, о вознаграждении создателям земных
храмов, — теперь речь идет о чисто духовном сооружении, доме
нерукотворном, камне, отвергнутом строителями, и также о другом камне —
на котором, согласно Откровению, написано тайное имя, — назначенном
лишь тому, кто получает его, и никому другому.
Камни живые. В конечном счете пояснение назначения рабочих инструментов
и закрытие степени — столь содержательно наполненное — говорят тому, у
кого есть уши, чтобы слышать, что дом — это дом духовный, что весь он
состоит из камней живых, как и дом Розового Креста. Это — как если бы
Мастер ложи был священником некой малой церкви избранных и, попечая ее
в мире дольнем, смотрел с воодушевлением на горнюю Церковь, вечную в
небесах — amplius et perfectius tabernaculum, non manu factum (Великую
и совершенную скинию нерукотворную). Я уверен, что были восседавшие на
Стуле, кто знал, что ключевой камень, новое имя и дом — это и есть
Христос. Те же, кто в позднейшие времена назвал эту степень побочной,
оказали мало чести марк-масонству, но также и собственному умственному
достоинству. В правильном понимании или при правильной подготовке
продвижение в ритуале этой степени
выступает одним из ярчайших моментов масонского опыта вообще.
Христианские аллюзии. Наш предмет относит нас также к ранней истории
масонства, периода, предшествовавшего образованию Великой Ложи, когда
наличные ритуалы не были еще памятниками иудаистическому деизму. Нет
ничего, что бы могло сравниться с ними по своей насыщенности
христианскими образами и символами. Сквозное предписание в них гласило,
что мы должны быть выстроены внутри себя с целью в конце концов
совместно составить место для «Его пребывания» — то есть присутствия
Божества. Вот каково было строительство для тогда еще оперативного
масонства. Я не собираюсь убеждать кого бы то ни было, что масонские
ритуалы вообще всегда совершенны или безупречны с точки зрения их
создателей. Однако те, кто понимает вполне историю мистического камня,
— сначала Lapis reprobatis (Камня отвергнутого), затем caput anguli
(Главы угла) — вставленного, чтобы восполнить Арку Учения, затем
вынутого, чтобы найти утраченное слово — тот поймет, что церемония
продвижения в Марк-степени занимает одно из почетнейших мест во всем
масонском списке. Что же до тех, кто исключал его из своего довольно
узкого представления о том, что они называли масонством, я лишь могу
сказать: его достоинств они не поймут. Внимательному зрителю среди
помпезности всей процедуры можно разглядеть ее зерно. Тот же, кто
попытается ее усовершенствовать, должен знать истинную историю камня,
прослеженную в анналах мифологии.
Ранний Великий обряд (Early Grand Rite). Кроме шотландского —
официально доминирующего — ритуала Марк-степени, такой ритуал есть в
рамках Раннего Великого обряда — его отличия от признанных шотландских
и английских форм весьма примечательны. Я считаю, что неправильно
выносить суждения, основываясь лишь на знакомстве с литературной формой
ритуала, поэтому я лишь выражу здесь собственное мнение, а оно
заключается в следующем: эта форма ритуала не только древнее —
консечно, в рамках истории Марк-масонства, — чем шотландская, но и к
тому же почти без искажений представляет самый ранний ее вариант. Это
не степень из двух частей, но система из двух степеней, а именно (1)
Пятая Раннего Великого обряда — Марк-Подмастерье (Fellow Craft Mark) —
и (2) Шестая — Отмеченный Мастер (Marked Master). В согласии с ныне
общепринятым порядком обе присуждаются масонским Мастерам, и тем не
менее само название первой из них указывает на изначальное ее
назначение. Я продемонстрирую один из подвидов этой степени. Ложа
открывается Мастером и Смотрителями, в качестве наблюдателей ложи, и
продвижение входит в их обязанности. Это сразу демонстрирует вместе и
искажение первоначальной формы — произвольное ограничение членами
Третьей степени — и остаточные проявления в степени более примитивной
процедуры: так как степень первоначально присуждалась Подмастерьям, в
ней отсутствует специальная часть Мастера — те, кто был утвержден на
стуле А. в послушании Великой Ложи Масонских Марк-Мастеров Англии и
Уэльса, знают, что на самом деле Мастер избирался из числа
наблюдателей, то есть возглавляющих работы подмастерьев, но самих по
себе также — Подмастерьев.
Некоторые примитивные элементы. По моему мнению, в степени присутствуют
также архаические элементы в том, что касается официальных тайн, а
речь, прилагающаяся к ней, примечательна в нескольких аспектах, а
именно в отношении (1) тайного шифра, что используют братья для
письменного сообщения, (2) метода проверки путем складывания бумаги,
(3) формы экзамена, который называют «чтением камня» и (4) специального
значения, придаваемого нечетным числам. Тройка соотносится с «Триединым
Божеством» и с минимумом членов, образующих ложу. Семерка не только
священное число, связываемое древними с семью планетами, но и памятное
в связи с субботой в Израиле — было семь лет Субботы, семь лет
постройки Соломонова Храма и семь светильников в нем, которые в свою
очередь «симво-личны для других, величайших вещей». Наконец,
одиннадцать напоминает о сокращении числа колен Израилевых, «когда
Иосиф был продан в Египет» и «апостолов Христа после смерти Иуды».
Историческая лекция, прикрепленная к степени
Марк-Мастера в Англии, образует часть ритуала в Марк-Подмастерье в
Раннем Великом обряде.
Степень Марк-Мастера. Так как эта степень практически вобрала в себя
все элементы степени Марк-Мастера в том виде, в каком она исполняется в
Англии и Шотландии, знакомясь с этой последней степенью в новом
варианте, мы попадаем в который раз в область изобретений и домыслов
масонства. Говорится, что раньше ее присуждал один Мастер другому в
Ложе Мастеров-масонов, «но в силу эдикта Великой Ложи Шотландии от 1800
года эта практика постепенно прекратилась и теперь не исполняется
никем, кроме Раннего Великого обряда». Как бы то ни было, принимая на
веру, что в Шотландии эта степень (то есть степень в таком виде)
обладает сравнительно древним возрастом, несомненно, что в плане
предания она являет собой пятно на репутации Марк-степеней — а ведь
если мы отбросим предание, любая степень станет выхолощенной
процедурой. Легенда же, о которой идет речь, такова: (1) Был некий
почти родственный Соломону человек по имени Кавелум (Cavelum). (2) Он
был производителем работ на постройке Храма, до тех пор пока в
Иерусалим не прибыл Мастер-строитель. (3) В четырех кардинальных точках
Храм имел ворота. (4) Мастер-строитель по прибытии был «недоволен»
своим второстепенным положением. (5) «Над северными воротами под
предводительством Мастера-строителя» был заложен камень. (6) Камень
вывалился в результате его неосторожности. (7) Кавелум, стоявший внизу,
был этим камнем поражен насмерть.
Позорящая история. Скорбя об утрате своего родственника, царь Соломон
приказал замуровать северные ворота. Мастер-строитель сам оказался
повинен в том несчастии, что подстерегало его — у него было три пути
для побега, но на каждом стоял агрессор. Кроме этих трех, был еще и
четвертый, но его собственный поступок привел к тому, что этот
последний был перекрыт каменной кладкой. Конечно же, это безумная
басня, так как согласно общеизвестной легенде у Мастера-строителя не
было возможности искать четвертого пути. Кроме прочего, эта история
посредством введения дополнительного мифа превращает первого мученика
оперативного масонства в убийцу.
Камень и его судьба. В то же время у камня, которых"! стал причиной
смерти Кавелума, есть тоже своя история, пусть составленная из других,
весьма разрозненных легенд. (1) На этом камне стоял ангел с пылающим
мечом и указывал Адаму и Еве дорогу прочь из Рая. (2) Он образовывал
вершину жертвенника, на котором Авраам собирался отдать Богу своего
сына. (3) Он был изголовьем Иакова, когда ему в видении представилась
таинственная лестница, по которой сходили и восходили ангелы. (4)
Многие пытались встроить его в Храм Соломона, но безуспешно до тех пор,
пока он не стал замковым камнем. (5) Он был спасен от неблагополучной
участи всего Храма одним из евреев и после смерти Седекии сохранялся
среди членов странствующей группы, в которой была и «Скота (Scota),
царская дочь», под водительством пророка Иеремии. (6) Он был взят ими с
собой на «морские острова» и сохранялся как Камень Судьбы «народом
Скоты». (7) В конце концов его «похитил» английский король Эдуард и
поместил в коронационный стул, что в Вестминстерском аббатстве. «Там он
и по сей день». Особенность этой истории — в совершенно беспорядочном
смешении всевозможных преданий. Остается добавить, что в Ирландии и
Шотландии Марк-степень признается составной частью чистого и древнего
масонства.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4761" > МАРК-МАСОНСТВО (MARK MASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.18 секунды