КУЛЬДЕИ И КУЛЬДЕЙСКИЙ КУЛЬТ (CULDEES AND CULDEE WORSHIP)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



КУЛЬДЕИ И КУЛЬДЕЙСКИЙ КУЛЬТ (CULDEES AND CULDEE WORSHIP)




Сегодня не так уж много известно о кульдейских монахах, живших в Иорке
во времена Ательстана, ибо нелегко отличить реальные факты от
чрезвычайно распространенных псевдоисторических спекуляций и легенд,
зачастую некритически воспринимавшихся многими масонскими писателями.
Поэтому я предложил бы ограничить обсуждаемый предмет и обратиться к
Годфри Хиггинсу, который был источником для большинства последующих
спекуляций, несмотря на то что само имя его упоминалось редко. Я думаю,
было бы целесообразно собрать воедино его отрывочные тезисы, что
позволило бы нам яснее представить масштабы последующих заблуждений.
(1) Кульдеи это те же халдеи, о которых упоминал уже пророк Даниил и
которые были первоначально ассирийскими священниками. (2) Их следы
можно обнаружить в Вавилоне. (3) Во времена Римской империи они
выполняли функции математиков и архитекторов. (4) Они же возводили Храм
царя Соломона. (5) Они же были касидеями, ессеями, терапевтами, магами,
друидами.
(6) В начале христианской эры их знали как гностиков и манихеев. Позже
они стали ассассинами. Они поклонялись Голубице, или женской
порождающей силе. Они приняли христианство, но их христианство было
христианством малабарским, то есть оно было воспринято ими в цейлонском
городе Коломбо или его окрестностях и принесено ими на Запад. (10) Они
поселились в английском Йорке, в шотландской Ионе — которая по этой
причине стала религиозной столицей Каледонии — ив Уэльсе и Ирландии
(11) В Гибернии их называли Кали-деи (Cali-dei). (12) Сами они называли
свой священный остров на западе Иона, или Columba, то есть голубица, а
не Columbus, голубь: как пришедшие с Цейлона, они, несомненно, знали
латынь. (13) Тем не менее в Ионе они разговаривали на санскрите, при
том, что название гэльского языка на гэльском — Шан Шкрин. (14) В то
время, когда Августин прибыл в Кент, на Британских островах уже
существовало кульдейское христианство. (15) Подобно христианам св.
Фомы, они признавали только три таинства: Крещения, Заповедей и
Евхаристии. (16) При крещении давалось новое имя, что являлось первой
ступенью посвящения в кульдейские мистерии. Особенностью их монашеских
заповедей являлось то, что в монастырях Ионы и Уэльса были как женатые,
так и холостые монахи. Они посвящали друг друга в духовный сан как до
прибытия римских священников, так и впоследствии. (19) Йоркские кульдеи
были масонами, и хотя Хиггинс не утверждает, что может проследить
преемственность после 900 года, он говорит, что все формальные
церковные собрания являлись кульдейскими монашескими образованиями, как
собственно все собрания старых коллегиальных церквей, церковных округов
и монашеских орденов. (20) Наконец, в 1835 году Хиггинс заявляет, что
обладает масонским документом, с помощью которого он может доказать,
что «не так давно» кульдеи, или халдеи, в Йорке были членами Братства,
что они организовали Великую Ложу Англии и собирались в склепе под
главным собором этого города. «Для обычных собраний служило
обыкновенное здание, но тайные мистерии совершались в подземных
склепах».
Друидизм. Очевидно, Хиггинс считал, что религия друидов была
распространена как на Востоке, так и на Западе, будучи известной под
различными именами, что она не прекратилась ни когда стала
христианством, ни когда стала манихейством во времена латинской
ортодоксии. Часто говорят, что гностических учений придерживались
«избранные» всех монашеских орденов. Хиггинс, будучи обладателем
обширнейшей коллекции материалов, оставался человеком своего времени, а
научная школа, к которой он принадлежал, рассматривала любую аналогию в
области религиозной веры и ритуала как доказательство идентичности, и
все схожие по звучанию слова — как однокоренные.
Кульдейское влияние. Джон Йаркер, другой собиратель сведений о кульдеях
(в этом случае, однако, почти безграмотный), выступает в роли второго
источника — он не раз говорил о присутствии влияния кульдеев в
различных сферах. (1) Как и следовало ожидать, он следует за
Хиггин-сом, производя кульдеев от халдеев, а также, приводя цитаты из
сочинений Беды Достопочтенного,
объединяет их и ессеев. (2) Римские коллегии и таинства Сераписа
сосуществовали в Йорке бок о бок и могли включать в свои ряды
«брито-римских христиан», организовавших кульдейские братства в этом
городе. (3) Кульдейские монахи были в равной мере приверженцами культа
Сераписа, христианами и наставниками, которые учили людей наукам и
религиозной вере. (4) Главными кульдейс-кими центрами были города Иорк
в Англии, Бангор в Уэльсе, Донегол в Ирландии и Гебридские острова в
Шотландии. (5) Хотя нет прямых свидетельств тому, что именно Йорк был
первым куль-дейским центром на Севере, многие склоняются к этому
мнению.
(6) Другими английскими центрами были Линдисфарн и Рипон. В V веке н.
э. множество кульдейских церквей существовало в Англии, включая
Корнуолл. (8) Христианские монахи, священники и епископы были известны
как кульдеи, и многие из них прежде, видимо, были друидами. (9) Вера их
после Константина считалась еретической «согласно канонам римским».
(10) Они верили в бессмертие души, однако отвергали идею о возрождении
тела. (11) Считается, что они отвергали Христа как историческую
личность, как, собственно, и существование дьявола. (12) Их обвиняли в
обладании тайной доктриной. (13) Несмотря на это, многие из ранних
кульдейских священников обучались в Риме и были новообращенными
друидами. (14) Согласно Толанду, друидская коллегия в Дерри была
превращена в кульдейский монастырь. (15) Около 561 года св. Колумба в
сопровождении еще двенадцати компаньонов покинул Ирландию и основал
монастырь в Иколмкилл, аббатство Мельроз, и коллегии в Говане и
Кильвиннинге. (16) Позже они добрались до Бургундии, построив аббатство
Люксвиль и другие священные сооружения во Франции и Италии. (17)
Римские ремесленники посещали кульдейские монастыри и таким образом
передали свои традиционные искусства христианской Англии. (18) Между
760 и 780 годами кульдейский монах Алкуин участвовал в восстановлении
Йоркского монастыря. (19) Несмотря на все усилия Рима, кульдейский
культ существовал до норманнского нашествия, по крайней мере в Англии.
(20) Еще дольше он со хранялся в Ирландии, где, как пишет Джеймс
Дальримпл (Dalrymple), сопротивлялся всей мощи ортодоксии вплоть до XIV
века.
(21) Кульдейские монахи выполняли функции наставников и архитекторов
своего времени. (22) Известные масонские ложи, такие как Кильвиннинг,
Мельроз и Абердин, восходящие к временам кульдейского культа,
ответственны за сохранение наследия как тамплиеров — долгое время после
их запрещения во Франции, — так и собственно кульдейской «ереси». Что
же касается всего остального, то так называемая аллегорическая история
Круглого Стола, поиск Грааля, согласно Йаркеру, мистически описывает
кульдейские обряды. Значение его предположений о еретических доктринах
достаточно хорошо иллюстрируется последующим утверждением, что после
роспуска монастырей именно «консервативные» кульдеи стали самыми
непокорными, «теми, кто следовал старым догмам своего учения».
Кульдейские мистерии. С вышеизложенными предположениями можно сравнить
точку зрения Ф. Армитеджа (Armitage). (1) Вез ссылок на источники он
приводит мнение, что у кульдеев были свои собственные мистерии
масонского типа, берущие свое начало в Египте и находящиеся под
влиянием христианства. (2) Он лично полагал, что вследствие контактов с
масонами кульдеи, вероятно, могли придавать символический смысл
инструментам, приписывая духовное значение топору и резцу, «которые
могут придавать форму жизни не меньше, чем камню». (3) Так же они,
возможно, рассматривали и наугольник с циркулем с нравоучительной точки
зрения, ибо они придают «точность и уверенность в работе, которая иначе
была бы выполнена грубо рукой, ничем не руководимой». (4) Вероятно
даже, что именно кульдеи научили масонов «рассматривать их рабочие
инструменты в качестве проводников веры». Однако из-за отсутствия
каких-либо доказательств, даже в области предположений эта гипотеза
вряд ли может быть оправдана. Также нужно сказать,
что есть мнение, будто бы Йоркские кульдеи были причиной появления
истории об Эдвине, «которую они связали с той местностью, в которой
сами проживали».
Точка зрения Гулда. Как следует из моего обзора, этому предмету
посвящена обширная литература, а в области предположений ее даже
чрезмерно много. Однако и в научной среде проводились нелегкие
исследования. Р. Ф. Гулд в первом из томов своей «Истории
франкмасонства» собрал массу материала для изучения, хотя он и не
пытался критически его осмыслить или прийти к определенному заключению.
Цитируя различные авторитетные источники, он говорит, (1) что монахи
Колумбы были, вероятно, прямыми предшественниками кульдеев, (2) что они
отличались друг от друга, как обычно система в ее первоначальной
чистоте отличается от нее самой же при дальнейшем искажении, (3) что
кульдеи жили на Британских островах еще до X века, (4) что имя их,
возможно, восходит к кельтскому Cuiil dich, что значит «отшельник», или
к Cele De, ирландскому эквиваленту Servus Del (Слуга Господа), однако
обе эти этимологии мало убедительны, (5) что каноники Йорка были
куль-деями во времена правления Атель-стана, и «белое духовенство
соборов, как кажется, называли этим же именем», (6) что первые описания
кульдейского христианства были выполнены уже в период его упадка, а
поэтому их нельзя назвать полными, (7) что согласно древним источникам,
Cele De монахи перебрались на Запад, в Ирландию, в начале IX века, а
затем снова в начале X века, (8) что в Шотландии их знали как кульдеев
с IX века, (9) что, тем не менее, «самое ранее упоминание имени и
учения Cele De» в Шотландии восходит к VI веку, к житию св. Кен-тигерна
или Мунго (St. Kentigern of Mungo), которое было написано в то же время
и в котором, как сообщается, говорилось о «догматах, противных
правильному учению и противостоящих католической вере», (10) что это —
еще одно подтверждение распространенного мнения, будто бы кельтское
христианство отличалось от римского в средние века, (11) что, согласно
Неандеру (Neander), оно «более было согласно с церквями Малой Азии»,
(12) что кульдейские ритуальные практики, вероятно, восходят к
восточным учениям, (13) что изначально они были аскетическими
отшельниками, жившими в изолированных кельях, (14) что позже они начали
объединяться в сообщества, (15) что появились кульдеи в восточных
районах Шотландии, придя на смену монахам Колумбы, (16) что
впоследствии они приняли каноническое церковное правление, и имя
«кульдеи» «стало почти синонимичным белому духовенству».
Масонский аспект. Я привел эти цитаты по двум причинам: во-первых,
потому что Гулд не столько пишет о собственных суждениях, сколько о
мнениях, почерпнутых им из иных авторитетных источников по данному
вопросу, во-вторых, потому что он вкратце — и, кажется, непреднамеренно
— демонстрирует истинную ценность тех гипотез, которые объединяли
кульдеев с масонством, оперативным или спекулятивным. По-видимому, нет
доказательств того, что в средние века они занимались архитектурой или
что они были так или иначе связаны со строительными братствами.
Источники. Среди важных работ, которые, в том числе, цитирует Гулд, я
бы мог назвать следующие. (1) Langian. Ecclesiastical History of
Irlande. 1822; (2) Reeves. The Culdees of the British Island. 1864; (3)
Skene. Celtic Scotland. 1877. Следует добавить, что в 1844 году достоп.
Алджернон Герберт (Algernon Herbert) опубликовал в «British Magazine»,
т. 26, диссертацию об особенностях куль-действа, в которой утверждал,
что у кульдеев были особые тайные обряды, исполнявшиеся под видом
христианских служб, и что они включали человеческие жертвоприношения.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4752" > КУЛЬДЕИ И КУЛЬДЕЙСКИЙ КУЛЬТ (CULDEES AND CULDEE WORSHIP) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.20 секунды