КИТАЙ И МАСОНСТВО (CHINA AND FREEMASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



КИТАЙ И МАСОНСТВО (CHINA AND FREEMASONRY)




Было ли учреждено масонство в Китае под покровительством Великой Ложи
Англии в XVIII веке (при невозможности более точно определить дату),
или же первая ложа в Кантоне появилась 20 сентября 1788 года благодаря
патенту Шведской Великой Ложи, для вынесения решения в пользу одной из
версий у нас недостаточно материалов. Насколько я могу судить, первое
основано более на слухах, в пользу же второго говорит немецкий
«Справочник», однако окончательный вывод сделать все-таки
затруднительно. Предполагалось, что Ложа Св. Елизаветы была старейшей в
Китае, что о ней было известно в Кантоне еще до 1865 года. Однако,
несмотря на вероятность ее существования в ранний период, к указанной
дате она, скорее всего, прекратила свою деятельность. В данном случае
точность не столь важна: если шведское послушание и имело место на
территории Китая, его все равно давно уже нет. В настоящее время
существуют две Районные великие ложи в послушании Великой Ложи Англии:
одна в Шанхае, Северный Китай, другая в южной части страны, в Гонконге.
В Списке района Северного Китая в 1896 году насчитывалось лишь пять
лож, названия которых таковы: Королевская Сассексская, № 501,
основанная в 1841 году; Северная Ложа Китая, № 570, известная с 1849
года; Тосканская Ложа, № 1027, основание которой относят к 1854 году;
Дорическая Ложа, № 1433, действующая с 1881 года; Союзная Ложа, № 1951,
того же года основания. Первые три располагались в Шанхае, остальные
соответственно в Чинкьяне и Тяньцзине. К 1917 году их число возросло до
одиннадцати. Что касается Южной юрисдикции, в том же году Районная
Великая Ложа Гонконга объединяла семь лож, а сейчас их число возросло
до девяти. Однако ошибочно было бы предположить, что китайское
масонство обязано своим существованием исключительно Великой Ложе
Англии. В 1908 году там действовали также шотландские, американские и
немецкие ложи, к которым в 1910 добавилась еще и датская. Основание
Великой Ложи северного района датируется 1877 годом, а южного — лишь
немногим позже.
Местное китайское масонство. Общеизвестно, что Китай был и по сей день
является местом большого скопления разного рода тайных обществ, включая
политические. Все они неизбежно сравнивались с западным масонством. Я
не стану здесь рассматривать «древнейший» Орден Свастики, основанный
Фохи (Fohi) в 1027 году до н. э. и состоявший из трех степеней: (1)
Братья-ученики, (2) Доктора Разумения (Doctors of Reason), (3)
Гроссмейстер. Больше никаких достоверных подробностей о нем неизвестно.
Всемирно известным является Общество Триады, и именно ему принадлежит
пальма первенства в смысле сравнения его с масонством. Нам не стоит
серьезно относиться к гипотезе, высказанной Густавом Шлегелем
(Schle-gel G. Thian-li-Hui, or Heaven-Earth League) о том, что когда
человечество с равнин Средней Азии начало распространяться по земле,
масонство могло «разделиться на две ветви, одна из которых продвинулась
на Запад, а другая — на Восток, где нашла плодородную почву для своего
развития в Китае». Такого рода спекуляции остались в прошлом, во
временах Андерсона. Вышеупомянутые аналогии между Обществом Триады и
масонством таковы: (1) Треугольник есть великий символ Общества Триады,
что очевидно из его названия, и, обратясь к богословской доктрине
Святой Троицы, можно в этом смысле провести более или менее очевидную
параллель с масонством. (2) Алтарная символика — линейка, весы и гири.
(3) Система знаков и понятий; члены Общества — братья по имени и по
самому факту посвящения; как говорят, они поклоняются единому Богу. (4)
Для совершенствования усердной братии учреждались ложи наставления. Все
эти аналогии суммированы Гулдом (пользовавшимся работами как Шлегеля,
так и других авторов), которому они казались чем-то большим, чем
совпадения. У других аналогии приумножаются без числа, перерастая в
чистые домыслы. У «Триады» были свои места собраний, которые некоторым
кажется вполне обоснованным называть ложами; у них были
председательствующие служители, или офицеры, которые с легкостью
именуются Достопочтенным Мастером, Смотрителями, Дьяконами, Внутренним
и Старшим Стражем — на самом же деле они назывались
Великим Братом, Вторым Братом, Первой Статьей (Point), Второй Статьей и
т. д. Степени их называют в следующем порядке: (1) Аффилированный
Младший Брат, Обязанный Старший Брат и Обязанный Старейшина (Affiliated
Younger Brother, Obligated Elder Brother, Obligated Uncle), которых,
конечно, тут же отождествляют с Учеником, Подмастерьем и Мастером.
Наконец, мы слышим бездоказательные утверждения о том, что у них
существовали (1) книга конституций, (2) сертификаты и за-поны, (3)
схожая с масонской процедура подготовки кандидата. Если все это
достойно доверия, то перед нами лишь доказательство того, что всегда
существует определенное сходство между всеми тайными обществами:
правила, по которым осуществляется управление ими, формы признания
членов друг другом, формальные свидетельства членства и т. д. Наконец,
в рамках «Триады» имеет место кровный завет, животные жертвоприношения
и обет, удостоверяющий в том, что кандидат отныне мертв для всего мира
за пределами Лиги. Все это достаточно отличает ее от масонства — пусть
даже она представляет собой «особенную систему нравственности,
скрывающуюся в аллегориях и изъясняемую в символах».
Тайная китайская религия (Chinese Secret Religion). Любопытно, что
некоторые китайские ученые установили существование определенного рода
соответствий между метафорическим масонством и так называемой китайской
тайной религией. Чалонер Алабастер (Cha-loner Alabaster) сообщает нам,
(1) что он обнаружил недвусмысленные свидетельства присутствия в Китае
некой мистической религии, выражаемой посредством аллегорий и
изъясняемой символами, (2) что ее можно считать первобытной формой
масонства, (3) что описания ее тайн содержатся в символических
сооружениях, подобных скинии и Иерусалимскому Храму, (4) что ее
служители имели особые отличительные симво-лы-клейноды и носили кожаные
фартуки, (5) что циркуль и наугольник были их эмблемой праведности, (6)
что их Божество имело титул «Первый Строитель». Все эти утверждения
более или менее подтверждаются профессором Гербертом Р. Джайлсом
(Giles), приводящим фразу Конфуция о преодолении «границ квадрата» и
китайскую пословицу, гласящую, что конфуцианство, «Священное Учение»,
пользуется циркулем и наугольником для просвещения человечества. Более
выразительная аналогия встречается у Менция (Mencius), утверждавшего,
что «в наставлении своих учеников Мастер-каменщик прибегает к помощи
циркуля и наугольника» и что этому также необходимо должен последовать
каждый, кто встал на путь разыскания мудрости. Мне очевидно, что из
всего приведенного нельзя сделать никакого вывода, кроме того, что ум
человеческий, обращаясь к законам символизма, склонен оперировать
повторяющимися образами, ибо некоторые вещи по сути своей сим-воличны.
Когда творение.мира подается в форме иносказания, неизбежно встает
образ строительства, поэтому Творец — это Строитель, или Зодчий.
Точность математических инструментов также неизменно влечет за собой их
соотнесенность с нравственными и духовными принципами праведной, то
есть «правильной» жизни. То, что схожие образы использовались в Древнем
Китае и в масонских ритуалах, лишь доказывает, что авторы в обоих
случаях имели один и тот же источник символизма.
Возраст «Триады». Можно добавить, что Обществу Триады, которое, как
известно, представляло из себя добровольную ассоциацию религиозного и
мистического характера эпохи династии Мин, приписывалось достаточно
древнее происхождение. Упомянутую династию после татарского завоевания
— около 1644 года — сменила маньчжурская династия Цинь, в результате
чего тайный орден, до того находившийся на легальном положении,
превратился, так сказать, в подпольное общество заговорщиков-патриотов.
Возможно также, что «Триада» возникла только где-то в промежутке между
1664 и 1674 годами, имея своей главной задачей реставрацию Мин. В Китае
ходят легенды о том, что поначалу эта организация носила название
«Хунь», или «Вселенская Лига» (Universal League), и девизом своим она
взяла красноречивое высказывание: «Повинуйся Небу и свершай свой путь
праведно». Ее план по реставрации был продиктован не столько
лояльностью
по отношению к Мин, сколько вероломством маньчжурского императора Канги
(Kanghi), сжегшего служителей монастыря, однажды оказавшего ему помощь.
В этом случае Общество Триады появилось на свет даже позднее, чем был
посвящен в масоны Элиас Ашмол — эти события разделяет двадцать или
тридцать лет, — что лишний раз показывает смехотворность гипотезы о
древнем китайском варианте масонства.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4734" > КИТАЙ И МАСОНСТВО (CHINA AND FREEMASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.25 секунды