ИСПРАВЛЕННЫЙ ОБРЯД ФЕССЛЕРА (FESSLER'S RECTIFIED RITE)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ИСПРАВЛЕННЫЙ ОБРЯД ФЕССЛЕРА (FESSLER'S RECTIFIED RITE)




Из всех масонских занятий самым неблагодарным оказывается дело
реформации ритуала и того, что этому соответствует — пересмотру
принципов. Кажется, нет более широкого пути к несправедливой славе.
Примером, подтверждающим историческую правоту сказанного, служит Игнац
Аурелиус Фесслер, однако он, можно сказать, прославился все же более
других, пошедших вслед за ним по этому тернистому пути. Дух
реформатора, по-видимому, жил в нем задолго до того, как он начал свою
масонскую карьеру. По происхождению он был венгром и, кажется, простого
сословия. Естественно, он принадлежал к римской католической церкви. Он
учился в иезуитской гимназии в Раабе под руководством Антониуса
Ман-чини. Однако, должно быть, иезуиты считали, что для их целей
мальчик не пригоден, хотя сам он верил в свое религиозное назначение,
так как в 1773 году, будучи семнадцати лет от роду, стал послушником
монастыря капуцинов в Моа. Он занимал малые посты и со временем был
посвящен в сан суб-дьякона в Вене в 1777 году. Спустя еще два года он
стал священником. Эти даты были взяты из книги Тори и других, поэтому
проверить их не представляется возможным, соответственно, в данном
случае нельзя быть до конца уверенным. Представляется невероятным, что
такой молодой человек так быстро продвигался по церковной иерархической
лестнице, тем более что он не имел ни средств, ни влияния, которые
могли бы открыть ему будущее. Вуд-форд заявляет, не приводя, однако,
источников, что в 1779 году, то есть когда он был предположительно
посвящен в сан, Фесслер переживал период сомнений, поэтому вряд ли он
мог проявить тогда необычайное рвение в деле служения Господу. Спустя
два года он вновь приехал в Вену с тем, чтобы завершить учебу, и именно
здесь он решил «сбросить оковы», что подразумевало его стремление
указать на несовершенство ордена капуцинов, к которому сам принадлежал,
для чего он намеревался напечатать в 1782 году открытое послание
австрийскому императору. Кеннет Маккензи в своей обычной манере
заявляет, что он был наказан своими руководителями, однако очевидно,
что Фее-слер уже вышел из-под их юрисдикции. Тем не менее ясно, что он
был истинно ученым человеком, так как в 1783 году или годом позже,
император назначил его экстраординарным профессором иностранных языков
в университете. Я полагаю, что основы своих знаний он получил от
Манчини. Такой поворот событий не смог не оскорбить орден капуцинов, и
они (хотя этому и нет доказательств) стали угрожать ему неким легальным
преследованием. Фесслер уехал в Бреслау, закончив таким образом свою
первую попытку реформаторской деятельности. По-видимому, она не придала
ему значительности, как и не вызвала каких-либо перемен в ордене. В
Бреслау он занялся писательством и преподаванием. Там же, говорят, он
начал изучать Спинозу, что, по едкому замечанию Вудфорда, не могло
привести «ни к чему хорошему». В действительности же в 1791 году он был
принят в свое лоно лютеранской церковью — обычный результат увлечения
спинозизмом. Год спустя он окончательно порвал с монашеством, сыграв
свадьбу. Но на пути личного реформаторства его постигла неудача, и
через десять лет он развелся. Однако вторая женитьба оказалась все же
более удачной. Что касается последующей его внешней биографии, то можно
сказать, что остаток своей жизни он провел странствующим профессором, и
судьба вела его из Бреслау в Берлин, из Берлина в Клей-нваль, из
Германии в Санкт-Петербург, Саратов и Сарепту, затем опять в Петербург,
где его произвели в церковные советники. Что имело место на самом деле,
пусть откроют те, кто на это способен. Отмечу только, что едва ли член
лютеранской церкви мог занимать пост в православной иерархии. Тем не
менее он жил в России еще шесть лет, где и умер 15 декабря 1839 года, в
возрасте 83 лет. Родился же он в Царендорфе в 1756 году.
Масонская карьера. Фесслер стал масоном в Лемберге в 1783 году и сразу
же проявил большой интерес к изучению истории и принципов масонства.
Ничего не известно о том, занимался ли он масонской деятельностью в
Бреслау, однако, уподобясь христианскому Розовому Кресту, он не
переставал размышлять о переменах, продолжая
писать и преподавать. В 1784 году он основал Bund der Evergeten, или
Общество Благодеяния, ставя своей целью реформу нравственности, коей,
по его мнению, масонство в его дни не удовлетворяло. Однако это
предприятие завершилось, ибо не имело никакого практического
осуществления, и общество к 1793 году было распущено. Тем не менее
существует и другая версия, согласно которой Орден или Общество было
основано в Силезии в 1792 году силами Зубони из Гло-гау и еще кого-то,
и, соответственно, Фесслер никакого отношения к его основанию не имел,
хотя и «участвовал в его деятельности». Просуществовало оно до 1811
года, что подтверждается тем, что некоторые из его членов были
заключены в тюрьму в 1796 году, возможно по политическим причинам. В
любом случае, Фесслер вновь потерпел неудачу на реформаторском поприще.
В Берлине он был принят в Королевскую Йоркскую Ложу Дружества, и его
карьеру в ней можно вкратце изложить в таком виде: (1) Его избрали
членом Величественного Совета (Sublime Council), органа, возможно,
берущего начало в высших степенях этой ложи, так как он не принадлежит
более ни к одной известной цеховой системе. (2) Ему было поручено
пересмотреть и изменить ритуалы принявшего его органа, которые, по
сообщениям некоторых, восходили к Французскому обряду. (3) Будучи
связанным с лютеранством, он страстно желал и в масонстве произвести
разнообразные упрощения и сокращения, оставив только цеховые степени.
(4) Ложа проголосовала против, и ему пришлось произвести пересмотр
всего корпуса. (5) После чего он создал новую конституцию и, преодолев
массу трудностей, организовал в 1798 году новую Королевскую Йоркскую
ложу со статусом Великой. Ее юрисдикция распространялась на семь
дочерних лож, а под его руководством число их увеличилось вдвое всего
за три года. (6) Он же основал Научный Масонский Союз, имевший целью
изучение истории масонства. (7) Мы знаем еще и о второй реформе
ритуалов, завершившейся появлением обряда Фесслера, однако по этому
поводу нет определенности. Я считаю, что вторая попытка пересмотра,
продолжавшаяся недолго, завершилась ничем в 1800 году. (8) Сообщают,
что еще до того Фесслер был назначен Представителем Гроссмейстера, хотя
чаще говорят о том, что он не получил никакой благодарности за свои
труды. (9) Таким образом, в масонстве он потерпел свою последнюю,
третью, неудачу, так как его обряд остался жить только в документах.
(10) В 1802 году он отказался от всех должностей и почестей, продолжая
заниматься впоследствии лишь исследовательской работой.
Обряд Фесслера. Источниками по этому вопросу мне послужили немецкий
«Справочник», Тори, Клавель и Рагон, хотя я все же не уверен, что
кто-либо из последних был знаком с ритуалами непосредственно. Материалы
для тех степеней, что расположены над цеховыми, были, по-видимому,
почерпнуты Фесслером из: (1) Французского обряда, (2) Ordo Roseae et
Aureae Crucis (Орден Злато-Розового Креста), (3) Строгого Послушания,
(4) Шведского обряда и (5) Клер-монтского Капитула. Согласно же другому
источнику, предания и символика этих последних были переработаны в
последовательности степеней. В любом случае, ритуал был организован в
таком виде: (1) Ученик, (2) Подмастерье, (3) Мастер-масон; затем
Капитул Высшего Знания (Chapter of Higher Knowledge), присуждающий
степени (5) Святая Святых, (6) Оправдания (Justification), (7)
Празднования (Celebration), (8) Истинного Света, (9) Отечества,
по-другому Страны, или Дома, и, наконец, (10) Совершенства.
Следовательно, четыре высшие степени Французского обряда были изъяты, а
вместо сокращения числа степеней обряд Фесслера их увеличил. Несмотря
на свои названия, эти степени таким образом представляли его масонские
открытия и изыскания: (1) Так называемая степень Святая Святых была
посвящена обзору мнений, связывавших возникновение масонства с Рыцарями
Храма, страсбургскими Steinmetzen (каменщиками), немецким обществом
Розового Креста, лордом-протектором Кромвелем и иезуитами, то есть в
данном случае якобитством. (2) В степени Оправдания критическому
рассмотрению подвергались утверждения масонства Ecossais и претензии
Клермонтского Капитула.
(3) Степень Rose-Croix, обряд Строгого Послушания, Орден Африканских
Архитекторов и Посвященные Братья Азии разбирались в степени под
обманчивым названием Празднование. (4) Шведский обряд — странная смесь
Циннен-дорфа и Священной Королевской Арки — рассматривался в согласии с
титульным обозначением следующей степени — Истинным Светом, как будто
светильником-проводником в лабиринте всего многообразия ритуала. (5)
Под покровительством же такого титула, как Отечество, Фесслер проводил
исследования «таинств Божественного Царствия» и тайных учений,
переданных Христом Его апостолам. Таким образом, товарищество
Королевской Йоркской Ложи должно было достигнуть Дома, а таким путем —
и (6) Совершенства всей системы в целом. Некоторые считают, что эта
степень никогда не была достигнута, что, видимо, символически
правильно. Другая же версия гласит, что она отображала собой всю
критическую историю масонства и всех существовавших и существующих в
нем таинств. Тем не менее кажется, что эта задача уже была выполнена во
всех предыдущих степенях церемониала.
Лекции или ритуал. Вполне возможно, что степени ритуального исполнения
немецкий профессор восточных языков преобразил в степени, где
исполняется лишь некое исследование. В этом случае понятно, почему
Королевская Йоркская Ложа Дружества не удовлетворилась этой
«лекционной» системой. В целом же я, однако, склоняюсь к мнению,
высказанному Тори, Клавелем и Рагоном, обнаруживавшими в данной системе
по крайней мере какие-то следы церемониала. Это отвечает взглядам
самого Фесслера, считавшего, что его степени являются «нравственными и
эстетическими таинствами». Также он заявил, что они отражают все
направления масонства. Тем не менее критические и исторические
исследования мало соответствуют этому образу. Я полагаю, что обряд
Фесслера был обречен с самого своего появления на свет, и потому смею
усомниться в утверждениях Клавеля о его якобы исполнении несколькими
прусскими ложами около 1840 года.
Источники. (1) Thory С. A. Acta Latomorum. T. 1. С. 198: о поручении
Фесслеру со стороны Королевской Йоркской Ложи Дружества пересмотреть
основные положения и ритуалы. Фесслеру в этом помогали еще семь
братьев. «Новые правила» — sic, то есть по-uveaux reglements — были
приняты 3 августа 1796 года, и всякие изменения были запрещены на три
года. Там же (С. 313) об исправлении высших степеней и создании таблицы
исторических и нравственных наставлений. (2) Clavel J. F. Histoire
Pittoresque de la Franc-Maconnerie. Я использовал третье издание.
Смотри с. 65, где содержится упомянутое свидетельство об исполнении
обряда в Пруссии в то время, и с. 189 — неверное описание самого
обряда. (3) Kloss F. В. G. Bibliographie der Freimaurerei: в указателе
о Фесслере № 418, а также следующие библиографические номера: 553 —
Фесслер об элевсиниях XIX века; 636, 2725 29 — собрание масонских
сочинений Фесслера; 2432 — Научная Масонская Ассоциация. (4) Ra-gon J.
M. Orthodoxie Maconnique; Idem. Manuel de 1'Initie. Следует сказать,
что важнейшая из масонских работ самого Фесслера не была до сих пор
опубликована. Называлась она «Критическая история» и должна была
сообщить знания, полученные в его степени Совершенства. Безусловно,
манускрипт был доступен членам ложи и другим масонам за плату тридцать
фунтов стерлингов за копию. Когда же говорят, что эта степень никогда
не присуждалась, то это может означать, что у нее не было
действительного ритуала. Можно также упомянуть, что Фесслер считал, что
степени храмового масонства, присуждаемые первоначально Клермонтским
Капитулом, были изобретены иезуитами, и все аллегории находят
соответствия в иезуитской истории и их притязаниях на всеобщее
господство. Нет ни малейшего свидетельства в пользу этого мнения, не
говоря о том, что оно неправдоподобно само по себе. Да и к чему
церковной организации, существующей для приумножения славы и могущества
церкви, вступать под эгиду масонства с целью реабилитации и возрождения
рыцарства, уничтоженного и проклятого самой этой церковью?






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4717" > ИСПРАВЛЕННЫЙ ОБРЯД ФЕССЛЕРА (FESSLER'S RECTIFIED RITE) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.20 секунды