ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И МАСОНСТВО
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И МАСОНСТВО




Если мы перестанем приписывать строительным гильдиям средневековья и
более позднего периода связь — по причине происхождения — с античными
мистериями, с дионисийцами и ессеями, с римскими коллегиями и
рыцарями-крестоносцами или с Соломоном и его Храмом, если мы будем
рассматривать их в том виде, в каком мы их знаем, признав, что их
история еще неясна и нам не хватает для ее объяснения достоверных
материалов, но предполагая, что они, как и другие
профессиональныесоюзы, были созданы для большего удобства в делах, если
мы представим себе их членов как ремесленников, поглощенных работой с
камнем и глиной, связанных друг с другом довольно примитивным способом,
— при всем этом остается несомненным тот факт, что либо из недр именно
этих гильдий возникло в более близкие к современности дни спекулятивное
братство, либо в них стал действовать в определенный период другой, но
тоже по своей природе символический интерес. В этот период в
неизвестном месте случилось что-то, что заставило ремесленников
постепенно бросить свои прежние занятия: тесание камней, изготовление
кирпичей, планировку и строительство зданий — сложить резцы и молотки,
надеть философские мантии и обеспокоиться — по крайней мере
теоретически — прогрессом человечества, улучшением его нравственной
природы и тем, что можно окрестить в целом «духовным опытом». Вопрос
«Как это произошло?» по-прежнему стоит перед нами и требует своего
разрешения, если оно возможно.
Три герметические школы. Раньше — в XVIII столетии и позднее —
символическое масонство рассматривалось в согласии с собственным
названием. Составители многочисленных подложных историй, мечтатели и
фантазеры всех мастей — ив Англии, и на континенте — полностью
пренебрегали элементарным различием между словами «оперативное» и
«спекулятивное». Было ли масонство в Боге до того, как Он создал мир?
Отсчитывает ли оно свои дни от того времени, когда Адам бродил по Раю?
Была ли первая ложа открыта в Египте? При всех разногласиях в основе
этих вопросов стояло предположение, что спекулятивное масонство всегда
состояло из трех степеней, каковые степени принципиально не отличались
от существующих теперь — а исполнялись они и строителями пирамид, и
Вавилонской башни, и Соломонова Храма, а также ессеями и фиваидскими
отшельниками, что строили лишь в сердце своем. Когда в Англии и за ее
пределами в исследовании возобладали другие каноны, стало, как мы
видели, традицией перекапывать исторические документы, связанные со
строительными гильдиями. Не знаю, первый ли я из тех, кто
свидетельствует о неудаче этих розысков, но у своего предшественника я
подобного рода замечаний не встречал. Разыскание новых, до той поры
неизвестных нам старых предписаний и аналогичных им документов,
составление сравнительных таблиц, критический
анализ подложных рукописей — все это потребовало недюжинных усилий и
навыков и заслуживает всевозможных похвал за бесценный вклад в
историческую науку в той ее части, что относится к архитектуре. Однако
что касается истоков и развития символического масонства, то дело
фактически не сдвинулось с мертвой точки, и оно по-прежнему
представляет для нас великую тайну. Относительно документального
материала можно сказать, что мы знаем так же мало, откуда оно пришло,
как само масонство современности знает, куда оно теперь идет. При таких
обстоятельствах нам остается лишь признать, что оно появилось там и
тогда, где и когда оно впервые заявило о себе, а именно — в Лондоне в
начале XVIII столетия. Обстоятельства сложились так, что пока
существует лишь одно направление исследования, которое может пролить
свет на этот вопрос и которое до сих пор дает надежду в этом смысле.
Речь идет о герметических школах в Англии, условно подразделямых на три
группы — алхимическую, розенкрейцерскую и каббалистическую. Их
объединяла общая сфера интересов и тенденция слиться в конечном счете в
единую школу.
Символические объединения. Версия о наличии неоперативного элемента у
каменщиков в самый ранний период высказывалась не одним автором. Р. Ф.
Гулд считает, что мы нисколько бы не ошиблись, если бы сказали, что с
XIV века или даже
раньше уже существовали сообщества спекулятивного или символического
характера отдельно от практического масонства, хотя — с характерной для
него искренностью — и добавляет, что по этому вопросу суждения
некоторых ученых расходятся с его собственным. Мы сами уже могли
убедиться, что эта точка зрения не подтверждается доказательствами. С
другой стороны, наличие практики приема в Братство лиц, которые не были
ни архитекторами, ни строителями — и притом не в качестве покровителей,
— не подлежит никакому сомнению. И все-таки такая практика была
характерна для большинства профессиональных гильдий. Современная
гипотеза, которой я здесь намерен уделить внимание, гласит, что именно
вмешательство герметических школ в середине XVII века стало причиной
преобразования английского оперативного масонства. За Ренессансом
последовала Реформация, и, со всеми присущими им недостатками, оба эти
исторических явления, несомненно, послужили расширению
интеллектуального горизонта. Множество новых путей открылось перед
человеческой мыслью, и сами люди, будучи сравнительно не связанными в
своих словах и поступках, действовали и говорили свободно, насколько им
только позволяли возможности. В то же время в Германии и Англии был дан
импульс развитию новой сферы исследования, которой до этого человек мог
себя посвятить только на собственный страх и риск. В Англии многие
увлеклись практическими экспериментами в области алхимии, и как раз
около времени, уже упомянутого мной, много шума в Европе наделало
Розенкрейцерское Братство. Герметическая литература, не только
современная, но и гораздо более раннего периода, на оригинальном языке
— что было едва ли не впервые — получила самое широкое распространение,
а в нескольких странах возникли теософские школы. Розенкрейцерское
движение уходило своими корнями в немецкую почву, однако достигло оно и
Англии, с которой и связаны самые громкие его имена. Именно в тот
период стали известны Александр Сетон (Seton) и Иреней Филалет
(Eirenaeus Phila-lethes) — второго считали великим мастером
герметического искусства. Здесь же необходимо сказать о Роберте Флудде,
которого следует, по моему мнению, считать не только главным апологетом
розенкрейцерского искусства и философии, но и одним из его
первоисточников, о Томасе Вогане (Vaug-han), мистике и алхимике, и о
Элиасе Ашмоле, алхимике и любителе древностей, как, впрочем, и
основателе музея собственного имени в Оксфорде.
Английские алхимики. Существуют документы, показывающие, что в Англии
алхимические эксперименты к тому времени, когда жил Ашмол, были уже
сравнительно древним занятием. Они, несомненно, проводились в эпоху
Чо-сера, но письменные свидетельства, относящиеся к этому раннему
периоду, не просто скудны — они скорее не существуют вовсе. Самые
ранние англоязычные рукописи датируются где-то XV веком, и, пожалуй,
первым, чье имя можно упомянуть в связи с нашей темой, является Роджер
Бэкон. Что касается напечатанных книг, то до XVII столетия их число
было слишком незначительно, хотя, несомненно, имело хождение большое
количество процедур, почерпнутых из латинских книг, изданных в
Германии. В начале XVII столетия к алхимии, должно быть, проснулся
грандиозный интерес, однако, по свидетельству самого Роберта Флудда,
его объемные сочинения, среди которых были и посвященные алхимии,
пользовались огромной популярностью лишь за рубежом и почти не находили
отклика в его собственной стране. Тем не менее интерес к ней все
возрастал и, вероятно, достиг своего первого пика к середине XVII
столетия. Этому способствовали приезжие из-за границы, некоторые из них
утверждали, что в их владении находятся важнейшие секреты
розенкрейцерского и герметического искусства. Перед лицом открывшихся
им возможностей, но следуя в том числе и общей литературной тенденции —
и, более того, наученные, как и другие, на опыте собственных ошибок, —
английские приверженцы этого искусства стали считать его скорее неким
передаваемым секретом, нежели постигаемым только в личном опыте
таинством. Результатом такого отношения стало объединение тех, кто
стремился к знанию под руководством одного
человека, мастера — не важно был ли он мастером истинным или
воображаемым.
Алхимические объединения. Таким же образом могли возникнуть и
объединения алхимиков, однако от их деятельности не осталось никаких
следов. Здесь необходимо отметить, что в Англии горизонт алхимического
исследования был более ограниченным, чем в других странах, где
некоторые отрасли алхимии развились настолько, что почти соперничали с
так называемой универсальной наукой Раймонда Люлли (Lully). В Англии
посредством герметического искусства надеялись облагораживать металлы и
добывать эликсир, излечивающий болезни и продлевающий жизнь, и у нас
нет свидетельств того, что кто-то, занимаясь разысканием в этой области
или публикуя свои сочинения на эту тему, имел какое-то другое скрытое
намерение, — мы не обнаруживаем ни следов духовной алхимии, как кое-где
за границей, ни того вселенского замысла, что присутствовал в трудах
Парацельса. Перемена в этом отношении, как говорят нам документы —
среди которых странные книжки Томаса Вогана того периода — произошла
как раз лишь в середине XVII столетия. Характер алхимических занятий в
Англии постепенно расширялся, становясь более похожим, к примеру, на
то, как это выглядело в Германии, и стал включать в себя отдельные
моменты, которые помогли выявить его связь — а она, несомненно, имеет
место — с процессом посвящения вообще.
Оперативное и спекулятивное масонство. Часть исследователей масонства
считает, что Элиас Ашмол и связанные с ним исторические деятели как раз
и являлись некоторым — до сих пор очень сомнительным — образом
представителями перехода от оперативного к спекулятивному масонству. Во
Франции в этом никто не сомневается еще со времен Рагона, мое же
собственное, и вполне ясно выраженное, мнение об этом можно найти в
этой книге. В Америке среди сторонников такой позиции можно назвать
небезызвестного Альберта Пайка. После того как мы сделаем все возможные
допущения в этом, все еще запутанном, вопросе, можно по крайней мере
сказать, что положительный ответ на него объяснил бы все, при условии,
конечно, что и сам Аш-мол, и те, кто был с ним связан, будут считаться
только характерным для того — 1640—1717 годы — периода явлением. Этот
ответ объяснил бы не только присутствие гер-метизма и его
розенкрейцерского элемента в спекулятивном масонстве, но и влияние
каббализма — вместе со всеми другими мистическими влияниями, —
обнаруживаемое в символах и преданиях Братства, а также ту, приведшую
одно время к поразительным результатам и иначе не объяснимую, взаимную
склонность, которая — в XVIII веке и на протяжении последующих ста и
более лет — существовала между масонством и чисто мистическими
объединениями. Пайк, как и Рагон, к сожалению, был человеком
некритического ума, и краткие итоги его исследований, которые я здесь
приведу, следует принимать к сведению со всеми необходимыми оговорками.
Герметические и масонские символы. Среди масонских символов, которые,
по его определению, встречаются как в масонской, так и в герметической
и алхимической литературе — наугольник и циркуль, треугольник,
продолговатый наугольник, легенда о трех Великих Мастерах, идея,
олицетворенная в подмененном слове — которая, возможно, из всех
наиболее важна, — а также Солнце, Луна и Мастер ложи. Более того, он,
основываясь на этих и на некоторых других соображениях, считал, что
именно философы, под которыми он понимал членов герметических
собратств, став франкмасонами, привнесли в масонство свою символику. В
конечном счете, согласно его точке зрения, Ашмол решил стать масоном
именно потому, что до него этот шаг уже сделали другие последователи
Гермеса.
Герметическая литература. К сожалению, почти невозможно, основываясь на
имеющемся у нас в настоящее время знании, представить по этому поводу
хотя бы какое-то подобие гипотезы — у насотсутствуют связующие звенья.
Если же говорить о моем собственном мнении, то, видимо, не в самом
далеком будущем на этот вопрос будет пролит некоторый свет, который и
расставит окончательные акценты. Возможную помощь может оказать при
этом исследование герметической литературы XVII века, большая часть которой
рукописная. Теми, кто считает этот вопрос хоть сколько-нибудь важным,
должно быть предпринято совместное усилие в таком исследовании. Кое-что
будет зависеть и от того, какую форму примет так называемая
розенкрейцерская загадка — по той причине, что если раньше внимание
уделялось лишь обнародованным документам, то теперь уже признано — по
крайней мере некоторыми, — что существуют и другие, не менее
продуктивные направления изысканий. В настоящий момент, тем не менее, в
нашем распоряжении по-прежнему лишь все еще весьма неопределенные
результаты архивной работы.
Розенкрейцерское влияние. Влияние Розенкрейцерского братства на наше
Братство ставили под сомнение лишь те, кто, к сожалению, вряд ли
подходил на роль его исследователя, поскольку был не способен в должной
мере оценить общую для обоих символику. Природа этого влияния — вопрос
другого плана, рассматривая его, возможно, необходимо признать — до
определенного предела — действенность простого принципа подражания.
Кроме того, говорить об этом влиянии можно только в связи с уже
развитым символическим масонством, а отнюдь не с его формированием.
Особенно здесь следует уделить внимание роли высших степеней,
относительно которых невозможно сомневаться хотя бы в том факте, что
учреждавшие Восемнадцатую степень Шотландского обряда либо получили от
старого немецкого братства какую-то часть ритуала по наследству, либо
позаимствовали ее из литературы, к нему относящейся.
Немецкие воззрения. Не стоит также забывать о тех — по большей части
германских подданных — кто вне всякой связи с высшими степенями считал
масонство фактически последней стадией развития Розенкрейцерского
братства. Первым, кто выдвинул в 1782 году эту гипотезу, был берлинец
Николаи — книготорговец и литератор. Следующим был Буле, в отношении
других взглядов мало чем совпадавший со своим предшественником. Гулд
отклонил спекуляции обоих на том основании, что они совершенно
безжизненны, однако это скорее можно отнести к той
литературной форме, в которую они были облечены, ведь сам Гулд,
несомненно, одним из первых признал — и до сих пор неявно признает —
возможность такого рода обширного и долговременного влияния, о котором
здесь идет речь. Более чем за сто лет до этих двух немецких авторов — а
именно в 1638 году — Генри Адамсон, которого Гулд называет жителем
Перта, опубликовал стихотворное повествование о своем городе, в котором
были такие строчки:
For we are brethren of the Rosie Cross. We have the Mason Word and
second sight.
(Потому что мы —
братия Розового Креста.
Мы владеем Масонским Словом
и вторым зрением.)
Элиас Ашмол. Я не знаю, были ли кем-нибудь оценены по достоинству эти
строки, которые, кстати, представляют собой одно из самых ранних
упоминаний Розенкрейцерского общества на английском языке. Это,
несомненно, также первый случай, так сказать, сопоставления каменщиков
и этого братства. В этой связи надо вспомнить, что самые ранние
упоминания о розенкрейцерах в Европе относятся не ранее чем к 1614
году. Конечно, приведенные стихи не могут считаться доказательством
существования той связи, которая ими неформальным образом выражена,
если, конечно, не говорить о существовании таковой связи в голове их
автора — однако даже с этой точки зрения здесь не стоит ими
пренебрегать. Через некоторое время после этого — а именно в 1652 году
— розенкрейцерские манифесты впервые были переведены на английский, а
совсем незадолго Элиас Ашмол был посвящен в масоны. То, что до этого он
был связан с самими розенкрейцерами или с неким сообществом,
присвоившим это имя, можно заключить, изучив его биографию. Увлечение
разными древностями привело его к алхимии, и здесь он не остался просто
коллекционером старинных документов. Он сделался в какой-то мере
алхимиком-практиком, и даже был в этом своем занятии не одинок. Он,
можно сказать, был Мастером, что всегда ценится очень высоко. Однако
еще выше ценится Слово Божие, которое есть Мастерство высшего порядка.
Уильям Бэкхаус. Благодетельным наставителем в случае Ашмо-ла был некий
Уильям Бэкхаус, о котором, кроме того, что он был связан с
розенкрейцерами, известно очень
мало. Все сведения о нем можно, тем не менее, свести к тому
несомненному факту, что он занимался алхимическими исследованиями —
такого рода постоянное занятие, которое всегда всплывает в разговоре о
некритических по духу людях и эпохах. Кроме Бэк-хауса, Ашмол был связан
с множеством оккультных философов, алхимиков, астрологов и другими им
подобными людьми того периода. Предположения о том, что он действовал
как агент Розенкрейцерского братства или как его член с целью
преобразовать оперативное масонство в спекулятивное, это вопрос
убеждений тех, кто его выдвигал или выдвигает теперь, — этому нет ни
прямых, ни косвенных доказательств. Если предположить, что таковой
замысел и созрел в чьих-то головах в тот период, то, надо признать,
Бэкхаус вполне подходил на роль как одного из его создателей, так и
того, кто воплотил бы такой план в жизнь. Но доказательств нет. Я
считаю, что в тот период воздействие лишь начинало сказываться, а
говорить о каких-то результатах было еще рано. Далее, в подтверждение
рассматриваемого здесь тезиса приводилось сообщение о том, что собрание
некого алхимического — возможно, Розенкрейцерского — ордена проходило в
Лондоне в месте, традиционном для встреч каменщиков, то есть в
Масонском зале. Говорилось, что Ашмол и его товарищи-розенкрейцеры,
чувствуя, что ни образованием, ни сословием своим не относящиеся к Цеху
члены к тому времени превзошли численно масонов-рабочих, посчитали, что
настало самое подходящее время для совершенной перемены в церемониале,
вариант какового, составленный на основе мистической традиции, был
положен на бумагу — это была степень Ученика приблизительно в том виде,
в котором она дошла и до нас. Степень Подмастерья была разработана в
1648, а Мастера — в 1650 году.
Посвящение Ашмола. Таковы фантазии Рагона, выраженные им в довольно
решительной манере и сопровожденные им разнообразными подробностями,
однако без каких-либо реальных доказательств. Поэтому, мне кажется,
очень трудно было бы найти слова, характеризующие измышления такого
рода — их можно считать лишь сознательным введением читателя в
заблуждение. Но вина Рагона тем больше, что он тщательно разработал
гипотезу, авторами которой были такие преуспевшие в изобретательстве
персоны, как Ре-геллини. Если розенкрейцерство существовало в Англии в
тот период, если Бэкхаус действительнобыл одним из его представителей,
можно предположить, что те, кто, по утверждению самого Ашмола, сообщили
ему по крайней мере часть герметических секретов, не стали бы скрывать
от него и корпоративных таинств своего братства. Но, с другой стороны,
в настоящий момент не известно ни одного исторического свидетельства в
пользу того, что герметический орден обладал в то время в Англии хоть
какими-нибудь начатками корпоративности, как нет их а в пользу того,
что Бэкхаус был его — пусть даже заграничным — членом. Как бы то ни
было, в мемуарах Элиаса Ашмола, написанных им в форме дневника,
присутствует следующая ныне хорошо известная запись, датированная 16
декабря 1646 года: «Я был посвящен во франкмасоны в Уоррингтоне,
Ланкашир, вместе с полковником Генри Мейнуорингом из Картичана, Чешир;
имена тех, кто тогда собрался в ложу: м-р Ричард Пекет, Смотритель; м-р
Джеймс Колье, м-р Ричард Сэнки, Генри Литтлер, Джон Эллам, Ричард Эллам
и Хью Брюер».
Жизнь Ашмола. В этом отрывке необходимо отметить два момента: кандидат
по характеру своих занятий не был каменщиком, и процедура посвящения,
по-видимому, проводилась под руководством Смотрителя. В то время
Эли-асу Ашмолу не было еще тридцати. Его отец был шорником, а мать —
дочерью торговца тканями, сам же он работал адвокатом в суде
лорда-канцлера. Однако уже в молодые годы, по его собственным словам,
он достиг того состояния, о котором всегда мечтал: «Я мог жить для себя
и моих ученых занятий, не принуждаемый добывать средства к
существованию». Чтобы доказать существование практики посвящения людей,
не относящихся к каменщиц-кой специальности или вообще к какой-нибудь
специальности, нам вполне можно бы было обойтись и без упоминания об
этом двойном принятии 16 октября 1646 года, однако в этом, как и в других
случаях, относящихся к сравнительно раннему периоду, надо заметить, что
само принятие было возможно и для простых братьев, а не только для
патронов. Сама эта практика, несомненно, гораздо старше, чем первое о
ней упоминание, и ничего в дневнике Ашмола не говорит о том, что его
случай был чем-то из ряда вон выходящим, или о том, что ему самому и
его компаньону было отдано особое предпочтение — они были простыми
смертными, вступившими в Братство, а не его благородными
покровителями.Алхимические занятия. О природе его занятий, относящихся
приблизительно к тому же времени, что и его посвящение в масоны, можно
узнать из опубликованной пятью годами позже его работы «Theatrum
Chemicum Britannicum» (Британский Химический Театр) — сборника
изложенных в стихотворном виде на английском языке трактатов,
датированных разными годами и посвященных вопросу герметических таинств
и философскому камню. По всей видимости, они касались лишь того, что
носит формальное название физической работы с металлами и физического
лекарства или эликсира, а совсем не тех духовных таинств, которые
обычно считают содержимым особой алхимической символики. Одновременно с
этим Ашмол не забывает уверить читателя, что облагораживание металлов
есть лишь одна ветвь герметической практики. «Так как это лишь часть,
то и содержится в ней всего лишь наименьшая доля благодати, достигаемой
при помощи materia философов, если эта, последняя полностью познана.
Золото, я хочу поведать вам, это очаровательный предмет, добродетельный
свет, на который взираем мы с восхищением ut pueri in Junonis avem (как
дети радуются Юноне); но в той же мере, в какой добыча золота есть
первейшая забота алхимиков, она едва ли была заботой философов
древности, и materia была в самом малом ходу между адептов. Они, любя
истину больше, чем мирское богатство, приближали себя к другому,
высшему и превосходнейшему действию; и воистину тот, чьему глазу
предстает все течение Природы, не так насладится умением изготовить
золото и серебро или подчинить себе демонов, как видением отверстых
небес, ангелов Божиих сходящих и восходящих, и тому, что имя его
вписано в саму Книгу Жизни».
Герметическая работа. Эта выдержка из труда Ашмола, по-моему, очень
хорошо объясняет природу всей герметической работы и особенно
примечательна своим сходством с сочинениями Томаса Вогана, его
современника и почти ровесника. Это похоже на открытие некоей двери, за
которой, как кажется, простирается бесконечная даль, перспектива за
перспективой, и невозможно словами даже приблизительно описать, о чем
идет речь. Тем не менее можно очень кратко отметить: здесь не сказано
ничего о том, что «первейшая забота алхимиков» может быть исполнена с
успехом в рамках одних только алхимических занятий, «пытки металлов»,
по словам Вогана. Есть некая материя, которая в своем самом низком
применении дает золото, но в самом высоком — открывает путь к вечной
жизни. Кроме этого, мы знаем из герметической литературы, что
философский камень — это на самом деле не камень, а порошок
трансмутации не есть в буквальном смысле порошок. Эти языковые фигуры
использовались алхимическими адептами как прикрытия, иногда с целью
рассказать о высокой сфере своих истинных занятий, иногда с целью
составить на бумаге свидетельство о своем знакомстве — гипотетическом
или практическом — с помогающими некоторым переходным процессам
субстанциями, предназначенными для использования в низшей области их
искусства. Очевидно, как мне кажется, что materia, пригодная для
изготовления материального золота, не откроет небес и лестницы Иакова и
не сделает так, что имя алхимика окажется в Книге Жизни.
Алхимический камень. Таким образом, язык Ашмола оказывается языком
иносказания. Так же следует отнестись к его подразделению так
называемого философского камня на разновидности: минеральную,
растительную, магическую и ангельскую. Этой новой аллегорией он
обозначает четыре разветвления оккультной науки. Первая разновидность
символизирует предполагаемое возможным развитие и облагораживание
металлических субстанций, вторая — тайные силы растений, о которых
также повествуется,
например, в «Herbarium» Парацельса, третья — то, что на современном
языке называется наукой о ясности, видении на расстоянии, чтении при
Звездном Свете и т. д., но четвертая — небесную и Божественную силу,
которая открывает мир ангелов и наделяет даром духовиде-ния и истинного
пророчества. Надо сказать, что ни один из этих философских камней не
открывает Книги Жизни, и, учитывая категорический характер употребления
Ашмолом этого метафорического выражения, он либо сознавал, что
существует пятый, высший и вселенский камень — о котором он не говорит,
— либо не смог правильно понять назначение исследования истинного
адепта. Лично я думаю, что он имел четкое представление об оккультном
посвящении, но не знал его мистического смысла, разве что лишь издалека
и смутно. Как бы то ни было, вот что сказал он, имея в виду вообще всю
практику герметизма: «Я должен признать, что моих познаний достаточно,
чтобы держать язык за зубами, но недостаточно,чтобы говорить, и
благодати реальные настолько же, насколько и чудесные, что обнаружил я
своим тщательным исследованием тайны тайн, до той степени приводят меня
в восхищение, что я не могу не повиноваться их приказанию молчать и
утратить дар речи».
Розенкрейцерская доктрина. Надо добавить, что описание Ашмола является
точным отражением доктрины розенкрейцеров в том виде, в каком она —
прямо или косвенно — получила свое распространение от лица их братства
в немецких книгах и памфлетах начала XVII столетия. Если предположить,
что около 1650 года розенкрейцерская школа существовала и в Англии,
вряд ли нашелся бы в то время человек, который бы больше подходил на
роль ее члена, чем Ашмол — трудно представить его себе в ином качестве.
На самом деле я уверен в том, что его свидетельство есть тонко
завуалированное доказательство его принадлежности к розенкрейцерам, так
как оно совпадает с их писаниями и своей мыслью, и фигурами речи. Еще
больше я склоняюсь к этой точке зрения, в силу (1) того, что литература
Розового Креста периода написания Ашмолом своего труда и раньше не
предоставляла читателю четкого понимания истинной природы адепт-ства, и
(2) того, что ее недостатки в этом смысле те же, что и у Ашмола. Но
если мы можем допустить, каким бы невероятным это кому-то ни казалось,
что Ашмол был посвящен в розенкрейцеры, то мы неизбежно должны
допустить и то, что он был в этом не одинок. В целом, возможность того,
что 16 октября 1646 года в масоны был принят — со скрытым мотивом или
без — член розенкрейцерского ордена, кажется вполне реальной. Из его
откровенного признания неизбежно следует, что лишь он знал истинную
цель адептства, пусть даже в пределах собственного понимания, что же
касается других розенкрейцеров, с которыми он мог быть связан, мы
ничего о них не знаем, за единственным исключением Вэкхауса.
Ашмоловская гипотеза. Мы увидим, что гипотеза об Ашмоле является лишь
частью общей гипотезы о влиянии розенкрейцерства на возникновение
символического масонства. Я уже писал в этой связи, что полностью
согласен с мнением о неудаче попыток — до сих пор предпринимаемых —
оправдать эту точку зрения. Коротко она выглядит так: дом Святого Духа,
то есть немецкое Розенкрей церское братство, имел в пределах Англии
свой тайный дом, который либо сам преобразовался в то,что затем стало
называться спекулятивным масонством, либо про извел коренную ломку
старого оперативного Цеха в спекулятивном направлении, преследуя
собствен ные цели — возможно, одной из них было создание собственных
центров, которые могли бы существовать более или менее открыто.
Первоначальная форма этой гипотезы, которая даже сейчас имеет своих
приверженцев, таким образом, уже более себя не оправдывает. Среди
великих апологетов розенкрейцерства в начале XVII века был, как мы
видели, англичанин по имени Роберт Флудд, и некоторые пытались связать
его не только с немецким братством, но также и с переходом при помощи
привнесенной розенкрейцерской доктрины и символики от оперативного к
символическому франкмасонству.
Роберт Флудд. Предположив, что Розенкрейцерское общество в 1615 году
существовало не только на бумаге, мы можем допустить н то,
что Флудд мог быть среди его членов — он совершенно определенно был его
апологетом на про тяжении всей своей литературной жизни, — но это нам
не известно доподлинно. Он был пропагандистом и преобразователем того,
что сам почерпнул из европейской розенкрейцерской литературы. Его
отношения с масонством, будучи еще более ненадежными и спорными, можно
уместить в два предложения. (1) Он прожил последние годы своей жизни и
скончался на Колман-стрит, неподалеку от Масонского зала. (2) В 1660
году в описи имущества Компании, сделанной незадолго до знаменитого
лондонского пожара, есть следующая запись: «Предмет 1, „Книга
конституций", дар м-ра Флада». Почему из того, что некое лицо проживало
неподалеку от Масонского зала, следует, что само это лицо непременно
было масоном, и почему Флад (Flood) из описи 1660 года должен быть
кентским философом Робертусом де Флук тибусом (Fluctibus), умершим в
1637, мне совершенно не ясно, хотя некоторые и пытались основать на
этих фактах свои домыслы. В последнее время много было сделано, чтобы
бросить новый свет на жизнь и труды этого оккультного философа из
Кента, но последним итогом работы его позднейшего биографа преп. Дж. Б.
Кревена (Craven) стало то же, к чему приходят все читатели флуддовских
латинских сочинений — а именно, что нет никаких доказательств его так
называемых связей с масонством.'
Оперативное братство. Теперь, когда обсуждаемый нами вопрос
высвободился из сети этих фантазий, нам остается более разумное
предположение о том, что оперативное братство постепенно и естественно
попало под влияние людей, принадлежавших к обеим ассоциациям. Разумно
оно, потому что установленными фактами являются: (1) присутствие
неоперативного элемента в Цехе, (2) начало доминирования этого элемента
во всем Братстве, (3) то, что в таком качестве цеховое масонство,
несомненно, было привлекательно для членов других собратств, имевших
свои собственные таинства посвящения. Оно могло привлекать также и
обыкновенных приверженцев герметизма, не находящих себе в других
случаях надлежащего общества. В любом случае здесь годится пример
Ашмола. Влияние, которое именно таким образом стало бы сказываться,
было бы влиянием скорее герметическим вообще, нежели исключительно
розенкрейцерским, но это различие вряд ли бы смогло уместиться в
представлении тех, кто знаком с мистическими и оккультными движениями
XVII века из вторых рук. В конце концов они могут относиться ко времени
даже более давнему, чем Республика и Реставрация. Относительно
ритуальной стороны оперативного масонства того времени нам известно
очень мало, относительно розенкрейцерских ритуальных процедур — если
такие существовали — вообще ничего.
Утраченное слово. Адамсоновс-кие две строки являются свидетельством
того, что в тот период уже было известно о масонском слове, или пароле,
и, в то же время, мы знаем, что в спекулятивном масонстве огромное
значение имеет поиск утраченного слова. Поэтому различие в данном
случае кажется весьма показательным. Что касается возможности
герметического влияния, то оно представляется мне постепенным и
сказывающимся весьма медленно, так что около 1650 года мы еще очень
далеки от учреждения Третьей степени, как и от изобретения легенды о
Соломоновом Храме. Последняя относится скорее к каббалистическому, чем
к герметическому влиянию.
Третья степень. Так в общих чертах обстоит дело с вмешательством
герметических школ в развитие масонства — до того времени, к которому
относятся первые исторические свидетельства о ритуале Третьей цеховой
степени, если не брать в расчет давно дискредитировавшие себя гипотезы
о связи нашего Братства с другими, более древними таинствами узами
прямого преемства. Я уже сказал, что надеюсь на некоторое прояснение
этого предмета в будущем, дру-гими словами, на появление новых
источников нашего знания о нем. Не стоит, однако, и преувеличивать его
важность, ведь то, что является причиной жарких споров, обычно имеет
лишь преходящее значение. Я знаю, что появление Третьей степени связано
с тайной традицией — и не только с герметическими школами, но и со
школами им предшествующими. Этот вопрос не
относится к чисто умозрительным или к тем, в которых главное — личная
убежденность. Более того, это не просто исторический вопрос о
конкретных датах, деятелях и всем, что с ними связано. Правда, и в том
и в другом случае необходимо проделать еще много работы, то есть именно
исторической работы — к сожалению, в Англии существует лишь небольшая
группа людей, заинтересованных в этом предмете, и еще меньшая —
действительно способных на его серьезное изучение. Фантазии Рагона. Я
уже отметил, что во Франции ашмолианс-кая гипотеза принималась теми,
кто вел розыски в этом направлении, практически за готовое объяснение:
они следовали примеру Рагона и не думали сомневаться в его воззрениях,
выдвигая в свою очередь все новые и новые, не основанные ни на чем
спекуляции и сопровождая их сообщениями об исторических свидетельствах,
которые здесь приводить я считаю неуместным. Так, покойный президент
Мартинистского Ордена в Париже счел возможным утверждать, (1) что
масонство было создано в Англии силами Братства Розо-Креста,
озабоченных созданием некоего центра своего ордена, а также
возможностью привлекать в орден с его помощью новые силы, (2) что самые
ранние масонские ложи состояли частью из действительных, то есть
оперативных ремесленников, а частью — из персон, преследующих свои
скрытые цели, (3) что связь розенкрейцерства с масонством, несомненно,
возникла посредством Ашмола. Перечисление этих пунктов с таким видом,
будто речь идет об эмпирически установленных фактах, говорит серьезному
исследователю, что в данном случае не приходится рассчитывать хоть на
какую-то осмысленность позиции. Подводя собственные итоги, я могу
сказать, что ашмолианская гипотеза есть лишь выражение определенной
идеи, ибо влияние лично Ашмола на развитие Братства не так существенно,
но он является представителем определенной школы. Изучение влияния этой
школы вообще — по мнению некоторых — помогло бы лучше понять причины
возникновения и развития символического франкмасонства и существования
по сей день среди нас степени Мастера, «одновременно фундамента и
ключевого камня всего» символического здания.
Каббалистические школы. Я уже рассмотрел две из приведенных мной в
начале заметки трех школ, и мне кажется, что ситуация с их
исследованием не очень отличается от той ситуации, какая сложилась в
связи с комацинами, римскими коллегиями и дионисий-скими зодчими, за
исключением, конечно, того, что последние представляют собой
строительные объединения, в то время как первые по сути и по языку
своему — чисто символические. Заботой некоторых из них отчасти — а
иногда и в основном — было восхождение души к Богу, некоторые из них
трудились над облагораживанием металлов, однако, в то время как
заботящиеся о душе ab origine (изначально) посвятили себя духовным
занятиям, занятия алхимиков лишь со временем приобрели духовный
характер — их химические эксперименты дали им возможность увидеть в
перегонных кубах отражение Божьего творения и искупительного
воссоединения души с Богом. Они свободно использовали эти аналогии в
своих сокровенных писаниях, лучшие образцы которых достойны названия
одновременно и духовного труда и физического трактата. Объединение
таких людей под сенью масонских лож не могло не сказаться на нем — мы
знаем, что так и произошло в случае с Ашмо-лом. Проблема состоит в том,
чтобы получить подтверждение того, что у него были такого рода
последователи — та же проблема встает перед нами вообще при изучении
влияния на масонство герметических школ. Тем не менее, когда мы
подойдем надлежащим образом к рассмотрению третьей, каббалистической,
школы герметизма, я думаю, мы окажемся в несколько отличной ситуации,
хотя, может быть, дальше XVIII века в истории нам продвинуться и не
удастся.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4682" > ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И МАСОНСТВО </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.20 секунды