АРХИТЕКТУРА И МАСОНСТВО (ARCHITECTURE AND MASONRY)
Астрология, Магия, Гадания on-line, Сонники в Хранилище

Навигация



АРХИТЕКТУРА И МАСОНСТВО (ARCHITECTURE AND MASONRY)




Хотя масонство и предполагает, что было время в истории, когда Моисей
Законодатель сидел Мастером на Востоке Ложи, а Аголиав и Веселиил были
его Смотрителями, это время — символический период, когда Израиль не
знал зодчества, а избранный народ стоял у подножия горы Хорив в пустыне
Синая или находился в другом месте на пути в землю обетованную. Поэтому
люди, жившие в палатках, соорудили себе лишь скинию, движущееся
святилище. Но Святая Ложа уступила место Священной Ложе, и скиния
Давида, что наследовала скинии странствия, сама уступила место великому
Храму Соломона, увенчавшему и прославившему строительное искусство.
Таким образом, архитектура представлена в масонстве и прямо, и
символически: некоторые технические слова встречаются в ряде степеней,
в основном за пределами цеховых. Символическую важность имеют лишь
говорящие о чем-то большем, чем архитектура, обозначения Столпов Храма,
Ключа и Краеугольного Камня, остальные же термины подобного рода,
приведенные ниже, ее не имеют, поэтому и упоминания их редки.
(1) Архитектура. Масонство признает только пять дохристианских ордеров,
а именно: дорический, ионический, коринфский, тосканский (или
этрусский) и композитный (или романский). Об их специфически масонском
значении будет сказано в дальнейшем, предварительно же следует
упомянуть о двух аспектах: в символическом масонстве такие стили, как
византийский, или ломбардийский, саксонский и норманнский, а также
более поздние: славный и божественный готический, декоративный и
тюдоровский — не появляются вовсе. Причину этому можно отыскать в 1717
году, ведь тогда готика олицетворяла варварство и вызов классицистскому
вкусу, что главенствовал в тогдашнем искусстве. (2) Балдахин. В великих
церквях Латинского Католического обряда алтарь часто окружен столпами,
поддерживающими балдахин, или покрывало. Как символ он плох, потому что
принесенное на алтарь должно возноситься к небу и пространство сверху
должно быть свободно. Технический термин применялся для обозначения
покровов престола Мастера в цеховых ложах. (3) Балясины — это столпы,
поддерживающие балюстраду, например перила лестницы. Некоторые Великие
Органы, такие как Тридцать третья степень Шотландского обряда, украшали
свои официальные документы названием «Балясины», в основном в силу
того, что во французском масонстве протоколы собрания называются
«planche tracee» (чертежными досками). Подобные ухищрения, будучи
смехотворными, вполне невинны. (4) Базилика. Христианская церковь — это
Храм Божий, Его Царский Дворец и место Его Суда. Римская базилика стала
христианской церковью, и когда масонство осознает себя полностью — свои
цели и свои обязанности — ложи, капитулы и пре-цептории станут Божьими
Храмами, Судами и Дворцами духовных таинств. (5) Замок, или замковый
камень (Соре or Соре-Stone), — самый верхний камень любого здания,
отсюда символическое его применение. Каким образом это делается в
определенных высших степенях, я расскажу подробно в надлежащем месте.
(6) Цепочная арка (Catenarian Arch). Можно рассматривать ее в двух
аспектах: в архитектурном, имея в виду, что нет в каменщицком искусстве
арки более надежной, чем цепочная, и в метафорическом — если взять
утверждение о том, что любой капитул Королевской Арки стремится
достигнуть формы цепочной арки. Что имеется в виду — здесь об этом
говорить не дозволено: Приходи и смотри! Слово «catenarius» означает
«цепочный» или «связанный звеньями». (7) Капитель. Это вершина любого
столпа или колонны. Существует мнение, что — «однажды в некоем месте» —
слово «Chapiter» (капитель) поменялось на слово «Chapter» (капитул,
палата, подразделение), и это похоже на правду, так как такое
происходит постоянно. Капитель, capitulum, означает также придел
собора. Но придел — это exedra, место для личной беседы и обучения. (8)
Колонна. Отличие ее от столпа состоит в ее обязательной круглой форме,
в то время как столп может быть четырехгранной или иной конфигурации. В
чем может быть символическое различие — я не знаю. (9) Композитный
ордер. Это пятый ордер, представляющий собой смесь ионического и
коринфского. Я читал, что франкмасоны относились
к нему без почтения, если только их мнение может иметь какое-то
значение. (10) Дорический ордер. Столп Старшего Смотрителя представляет
этот старейший из греческих стилей, описание которого можно найти в
многочисленной литературе. Символическое масонство, будучи делом
духовным, если бы и могло относиться к архитектуре, то только к
готическому стилю, о котором ему — по сути — ничего не известно. (11)
Коринфский ордер. Столп на Юге Ложи, относящийся к Младшему Смотрителю.
(12) Камень основания (Footstone). Все согласны, что это слово,
вышедшее из употребления, — синоним краеугольного камня. (13)
Ионический ордер. Столп на Востоке Ложи относится к Достопочтенному
Мастеру и считается символом мудрости, как южный столп — красоты, а
западный — силы. Отсюда видно, как соотносятся ордеры греческой
архитектуры с тремя главными Офицерами Ложи. В то время как нам может
быть понятна связь столпов с красотой и силой, связь их, или одного из
них, с мудростью остается под вопросом, и нам остается лишь гадать об
этом. Видимо, объяснение состоит в том, что в ионическом стиле
проявляются искусство и чувство меры, которые в других отсутствуют.
(14) Лилейный узор. Украшение столпов J. и В. Смотри: 3-я книга
Царств, гл. 7, ст. 19: «А в притворе венцы на верху столбов сделаны на
подобие лилии...»; там же, гл. 7, ст. 22: «И над столбами поставил
венцы, сделанные на подобие лилии...». (15) Гранатовый узор. Смотри 3-я
книга Царств, гл. 7, ст. 18: «Так сделал он столбы и два ряда
гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху
столбов; то же сделал и для другого венца». Также смотри 2-я книга
Паралипоменон, гл. 3, ст. 15 и 16: «И сделал пред храмом два столба,
длиною по тридцати пяти локтей, и капитель на верху каждого в пять
локтей. И сделал цепочки... и положил на верху столбов, и сделал сто
гранатовых яблок, и положил на цепочки». Следует сказать, однако, что
оба узора принадлежат скорее к кузнечному делу, нежели каменщиц-кому.
(16) Пропилон, или пропилеи, — дворик перед зданием. (17) Тосканский
ордер. Простейший из ордеров и, учитывая его не столь давнее
происхождение, не имеющий никакого отношения к масонству — ни прямого,
ни символического. (18) Кистус (Kystus). Крытый дворик для атлетических
упражнений, используемый также для прогулок во время жары или дождя.






[ Вернуться назад ]

Масонская энциклопедия

При использовании этих материалов обязательно размещайте ссылку:
<a href="http://www.all-magic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=4635" > АРХИТЕКТУРА И МАСОНСТВО (ARCHITECTURE AND MASONRY) </a>


Поиск

Рассылка
Как гадать по руке и предсказывать будущее
Подписаться письмом
Рассылка 'Как гадать по руке и предсказывать будущее'

Реклама






Rambler's Top100
Copyright © 2007 by All-Magic.ru.
Открытие страницы: 0.25 секунды